Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 47. Деятельностный подход в психологии

Вопрос 47. Деятельностный подход в психологии

1. Категория деятельности

в отечественной психологии

2. Основные положения теории деятельности

3. Дискуссионные идеи психологов

 

1. Основы деятельностного подхода в отечественной психологии заложены C.JI. Рубинштейном и Л.Н. Леонтьевым. При этом оба они исходили из марксистского понимания деятельности как динамической системы взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит воплощение в объекте психического образа субъекта и реализация отношений субъекта в предметной действительности. Три наиболее ярких представителя деятельностного подхода:

✓  С.Л. Рубинштейн;

✓ А.Н. Леонтьев;

✓  П.Я. Гальперин.

Использование категории "деятельность" в XX в. стало отличительной чертой советской психологической науки. При этом в качестве базовых служили следующие положения:

✓  о единстве психики и деятельности;

✓ деятельности как движущей силе психического отражения.

Категория "деятельность" в отечественной психологии рассматривалась в двух функциях:

объяснительного принципа;

предмета исследования.

В качестве предмета деятельность рассматривалась как связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной практикой людей. В результате в систему психологических знаний были введены такие понятия, как индивидуальная деятельность и совместная (коллективная) деятельность; выделены характеристики деятельности, такие как:

✓ преобразующая;

✓ целенаправленная;

✓ чувственно-предметная и духовная.

В качестве объяснительного принципа психики категория "деятельность" используется при изучении различных областей психической реальности (познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов и др.) и при построении различных отраслей психологии (общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологии и др.).

2. Приниипами деятельностного подхода являются принципы:

✓ развития и историзма;

✓ предметности;

✓ активности;

✓ интериоризации или экстериоризации как механизмов усвоения общего опыта;

✓ единства строения внешней и внутренней деятельности;

✓ системного анализа психики;

✓ зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

Деятельностный подход в психологии позволил выделить критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе. В его рамках также были разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей сшче развития психики в онтогенезе. Также ученые работали над идеями:

✓ о механизмах формирования образа;

✓ структуре деятельности;

✓ значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознание;

✓ иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности.

Использование категории "деятельность" в качестве объяснительного принципа привело к изменению принципов анализа психики в обшей психологии и разработке положений:

о планомерном формировании умственных действий;

микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельности;

ведущей деятельности как основе периодизации развития психики;

деятельностном опосредовании межличностных отношений и др. Основными характеристиками деятельности являются:

✓ предметность;

✓ субъективность.

"Специфика предметной детерминации деятельности состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании" (А.Г. Асмолов).

Субъективность деятельности находит свое выражение в следующих аспектах активности субъекта:

✓ обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности;

✓ личностном смысле для человека (т. е. значений для меня) тех или иных событий, действий и поступков.

При анализе деятельности выделяют три тана ее рассмотрения:.

✓ генетический;

✓ структурно-функциональный;

✓ динамический.

В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является совместная деятельность. Механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая усвоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в деятельность индивидуальную. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания деятельности в деятельность внутреннюю.

В основе структурно-функционального рассмотрения деятельности лежит принцип анализа "по единицам", при котором та или иная реальность разлагается на "единицы", содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. Иерархические взаимосвязи между единицами деятельно

сти подвижны. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержания психического отражения (осознаваемый, неосознаваемый) и виды регуляции деятельности (произвольный, непроизвольный). При рассмотрении деятельности в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности. Сегодня в психологии деятельность рассматривается не только как объяснительный принцип и предмет исследования, но и как предмет организации, управления и проектирования.

3. Представляются дискуссионными следующие положения:

Л. П. Леонтьева:

Мотив — это опрел,меченная потребность;

. мотивы в основном не осознаются;

• личность — это системное качество;

П.Я. Гальперина — сведение всех психических процессов к ориентировочной деятельности.