Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 4. Обзор методов психологической коррекции и психотерапии

Вопрос 4. Обзор методов психологической коррекции и психотерапии

1. Понятие психологической коррекции

2. Основные подходы психокоррекции

 

Методы психотерапии и психокоррекции весьма разнообразны. Их выбор зависит от принадлежности психолога к той или иной психологической школе.

2. В практике осуществления психологической коррекции и психотерапии можно выделить следующие основные подходы.

поведенческий — в рамках этого подхода отклонения трактуются соответственно принципам бихевиоризма. Психологическая коррекция и психотерапия предполагают необходимость формирования у клиента оптимальных поведенческих навыков. В поведенческой коррекции используются методы:

•    контробусловливания — предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией клиента и (или) замену ее новой;

•    оперантные — базируются на принципах, выделенных Скиннером. В основе этих методов лежит система наград, получаемых клиентом за те действия, которые терапевт считает желательными;

. соииобихевиоральные — человек получает знания через наблюдение наряду с другими формами обучения. Клиент)7 предъявляют модель оптимального поведения, которой он следует;

деятельностный — предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого человек овладевает психологическими средствами. Это позволяет ему на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активностью. Обычно практикуется:

•    первоначальное овладение действием во внешнем плане;

•    последующий перевод действия во внутренний план;

когнитивистский ^ в основе данного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. В ряде случаев речь идет о сложностях, определяющих проблемы общения, внутренних конфликтах и др. При таком подходе применяется метод, предложенный Кел- ли, — терапия фиксированной роли: клиенту предлагают смотреть на мир глазами другого человека и соответственно вести себя;

психоаналитический - общая направленность терапии— помочь клиенту выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счет их проработки предполагается возможность овладения навыками самоконтроля. Методы психоаналитической работы.

•    катартический (3. Фрейд) — связан с тем, что клиент заново переживает травматические события детства;

. активного воображения (К.-Г. Юнг) — предполагающий возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного;

•     совместного анализа жизненного пути (К. Хорни) — без глубокой проработки эмоциональных проблем и определения реалистических целей;

•     психиатрического интервью (Г.-С. Салливан) — основное внимание уделяется общей эмоции, возникающей в терапевтической ситуации;

. транзактный анализ (Э. Берн) — цель данной терапии убрать у клиента зависимость от тех ролей, которые он проигрывает, не осознавая этого;

экзистенциально-гуманистический — к нему относятся те теории и системы личностной коррекции, которые основаны на философии экзистенциализма. Эта философия подчеркивает важность проблем становления индивида и ответственность человека за свое становление. Известные терапевты этого направления: К. Роджерс и В. Франкл;

гештальттерапия — ее создатель американский психиатр Ф. Перлз считал, что человека следует рассматривать как целостную живую систему, включенную во взаимодействие с окружающим миром. Сама психологическая жизнь человека — это процесс образования гештатьтов, т. е. целостных образов наличной ситуации. Под целостностью организма понимается нераздельность и взаимопроникновение физической и ментальной активности человека. Любой аспект поведения человека рассматривается как проявление целого — его бытия. В норме бытие человека осуществляется "здесь и теперь", в контексте наличной ситуации;

психодрама (ЯЛ. Морено) — представляет метод групповой терапии. В театрализованной форме клиенты проживают ситуации, предлагаемые одним из участников в виде рассказа о событиях его жизни, сновидениях и т. п. Человек по-новому осознает проблемы, способы собственного реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным людям; он открывает возможности построения отношений и самореализации;

телесно-ориентированный — основателем этого подхода считают В. Райха, предложившего систему вегетотерапии. Она исходит из того, что любое сдерживание энергии приводит к формированию мышечных "панцирей". Освобождение от таких "панцирей" облегчает душевные страдания;

психосинтез — означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию вокруг нового центра. Это направление связано с именем его основателя Р. Ассацжиоли, который рассматривает несколько составляющих.

•    низшее бессознательное (инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и др.);

. среднее бессознательное (содержит психические элементы, сходные с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающие. Здесь прежде, чем проявиться в сознании, зарождаются, развиваются и созревают плоды повседневной деятельности разума и воображения);

. высшее бессознательное, или сверхсознание (высшие чувства и способности — интуиция, вдохновение);

•    поле сознания (анализируемые мысли, чувства, побуждения);

. сознательная самость — "Я" — точка ясного осознавания;

•    высшая самость — своего рода внутренний бог;

трансперсональный — обращается к измененным состояниям сознания. В психотических состояниях видится духовный кризис и ресурс саморазвития. Отличительная черта трансперсонального подхода — модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического для эволюции сознания. Особые переживания, возникающие в измененном состоянии сознания (воспоминание о рождении), позволяют встретиться с собственным бессознательным и расширить свой опыт. Широко известен метод холотропного дыхания.