Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 48. Учение С.Л. Рубинштейна

Вопрос 48. Учение С.Л. Рубинштейна

1. Основные теоретические положения учения C.JI. Рубинштейна

2. Основные работы ученого

 

1. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) - отечественный психолог и философ, заложил основы деятельностного подхода в психологии, способствовал становлению и формированию отечественной психологии. Положения учения С.Л. Рубинштейне!:

сознание— это осознанное бытие индивида, высшим его проявлением является нравственное сознание;

психический акт— это и "кусок" реальности, и отражение действительности, т. е. психическое является и реальной стороной бытия, и его отражением (принцип единства реального и идеального). В сознании человека эти два аспекта представлены в единстве знания и переживания;

любое психическое проявление имеет двоякую форму существования:

•     объективную — проявляется в жизни и деятельности;

•     субъективную — рефлексия, отражение психического в самом себе;

любое психическое проявление — это единство:

•     непосредственного — т. е. данного изнутри;

•     опосредованного — проявляющегося в деятельности индивида;

психические явления выступают как: процессы; свойства конкретных индивидов;

развитие психики животных обусловлено изменением их отношений со средой , а развитие сознания человека — трудовой деятельностью;

психика — это реальный продукт эволюции;

существенной чертой психического является его отношение к независимому от психики и сознания объекту;

всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель. Оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему;

мотив — это осознанное побуждение для определенного действия, мотив — это осознанная потребность;

действия бывают внутренние и внешние;

деятельность и сознание образуют органическое единство (но не тождество), осознание человеком своей деятельности изменяет условия ее протекания;

психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются;

осознанность или неосознанность действия зависит от отношений

между задачами и способами их осуществления, т. е. действие.

•    осознается — когда результат, который им достигается, превращается в прямую цель субъекта;

•    не осознается — когда цель переносится дальше и прежнее действие превращается лишь в способ осуществления другого действия, направляемого на более общую цель;

сознательное действие опыичается от неосознаваемого:

•    своей структурой:

•    отношением к ситуации, в которой оно совершается;

•    процессом протекания;

акт деятельности является единством внешнего и внутреннего и, выходя за пределы психологии в области физиологии, социологии и других наук, внутри себя включает психологические компоненты;

поведение человека— это не совокупность реакций, а система более или менее сознательных действий или поступков. Для реакции предмет есть лишь раздражитель. Действие же сопровождается сознательным отношением к объекту. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание, т. е. действие отличается от реак-

ими иным отношением к объекту. Действие становится поступком по мере того, как:

•    начинает регулироваться отношением к себе и к другим людям как к субъектам, т. е. поступок отличается от действия иным отношением к субъекту;

. формируется самосознание;

различные уровни и типы сознания означают и различные уровни и типы поведения:

. реакции;

. сознательные действия;

•    поступки;

ступени в развитии сознания означают изменения внутренней природы действий или актов поведения, а это, в свою очередь, ведет к изменению психологических закономерностей их внешнего проявления. Поэтому структура сознания принципиально может быть определена по внешнему, объективному протеканию действия;

психология изучает особенности деятельности, ее психическую составляющую, а именно:

•    психику в закономерностях ее развития;

•    психические процессы и свойства конкретных индивидов в их реальных взаимоотношениях со средой;

. сознание человека как конкретной личности, включенной в опрел,елейную систему общественных отношений;

•    формирование соответствующих психических образований. Всякое психическое образование — это психический процесс в его результативном выражении;

отношение к объекту обуславливает как сознание, так и поведение.

•    первое — в идеальном плане;

•    второе — в материальном плане;

психологическое познание — это опосредованное познание психического через:

•    раскрытие его существенных, объективных связей с внешним миром;

•    деятельность субъекта;

психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно — через отношение к объективному миру;

сознание человека формируется и развивается в процессе обществе и и ой деятельности, оно есть исторический продукт;

✓  психология как паука — это не только естественная, но и историческая наука, поскольку сама природа человека — продукт истории;

✓  психология человека обусловлена общественными отношениями. Закономерности общественного бытия являются и наиболее существенными, ведущими закономерностями развития человека. Психология должна исходить из этих закономерностей, однако нельзя сводить психологические закономерности к социальным, а социатьные — к психологическим, так же как нельзя психологические закономерности подменять физиологическими;

✓  основным способом существования психического является его существование в качестве.

•     процесса (не всякий процесс выступает как деятельность человека);

•     деятельности — всякая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процессы;

✓  под деятельностью понимается такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека:

•     к окружающему миру;

•    другим людям;

•     задачам, которые ставит перед ним жизнь;

мышление рассматривается как деятельность, когда учитываются мотивы человека, его отношение к задачам, которые он, мысля, разрешает;

✓  в процессе исследования деятельности выделяется ее либо процессуальный, либо личностный план. Деятельность является психической по своему процессуальному и мотивационному составу, а не по задачам, которые она решает;

✓  деятельность человека может быть практической и теоретической:

✓ деятельность соотносится со своим объектом, с объективной реальностью через свои результаты, но нельзя подменять изучение психической деятельности изучением ее результатов;

✓  деятельность включает в свою структуру действия, а те, в свою очередь, состоят из движений:

✓  основные виды деятельности: труд; учение; игра.

2. Основные работы С.Л. Рубинштейна:

✓  "Основы психологии" (1935);

✓  "Основы обшей психологии" (1940);

✓  "Бытие и сознание" (1957);

✓  "Принципы и пути развития психологии" (1959);

✓  "О мышлении и путях его развития" (1958);

✓  "Проблемы обшей психологии" (1973).