Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 49. Учение А.Н. Леонтьева о деятельности

Вопрос 49. Учение А.Н. Леонтьева о деятельности

1. Теоретические основы учения Леонтьева

2. Структура деятельности (по Леонтьеву)

3. Трансформация деятельности

4. Соотношение внутренней и внешней деятельности

 

1. Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979) — российский психолог, разработал общепсихологическую теорию деятельности. Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева:

психология — это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов;

объективным критерием психики является способность живых организмов реагировать на абиотические (или биологически нейтральные) воздействия, которые выполняют сигнальную функцию по отношению к биологически значимым раздражителям;

раздражимость — это способност ь живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия, а чувствительность — это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биологически ми свойства ми;

в эволюционном развитии выделяются три стадии:

. элементарной сенсорной психики;

. перцептивной психики;

•     интеллекта:

развитие психики животных - это процесс развития деятельности. Вся деятельность животных:

•     определяется биологическими моделями;

•     ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций;

основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные кодовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида. У животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, посредством культуры;

деятельность — это процесс:

•     взаимодействия живого существа с окружающим миром;

•     активный, целенаправленный {принцип активности деятельности);

. позволяющий удовлетворить жизненно необходимые потребности:

•     содержательный — осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром;

•     определяется предметом, подчиняется и уподобляется ему;

✓  человеческая деятельность включена в систему общественных отношений и условий. Ей присущи следующие принципы.

•     единства сознания и поведения — поведение, деятельность нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека;

•     предметности — действия человека предметны;

•     социальной обусловленности — действия человека реализуют социальные цели;

✓  сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта.

2. Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева деяте.?ьность че.ювексг.

✓  имеет сложное иерархическое строение и включает уровни".

•     особых видов деятельности;

•     действий;

•     операций;

•     психофизиологических функций;

✓  осуществляется в форме действий или цепи действий — деятельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализоваться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности;

✓  неразрывно связана с\

•     потребностями;

•     мотивами.

Потребность — состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. Потребность человека рассматривается как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития личности. Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив, по А.Н.Леонтьеву, — это опредмеченная потребность деятельность как целое — это единица жизни человека, активность, отвечающая определенному мотиву. Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той или иной цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель — это представляемый мыслимый результат деятельности.

Способы существования действий называются операциями. Операции — это преобразованные, ставшие автоматизированными действия, которые, как правило, не осознаются. Например, когда ребенок учится писать буквы, это написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью — правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов. Следовательно, написание букв превращается из действия в операцию. Операции бывают двух видов:

✓ первые возникают из действия путем их автоматизации;

✓ вторые появляются путем адаптации, прилаживания к окружающим условиям, на основе непосредственного подражания.

Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей. Структурный компонент в деятельности всегда соотносится с мотивационным.

3. Единицы деятельности могут быть:

укрупнены — это происходит в случае, когда деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию;

подвержены дроблению — происходит в случае, когда результаты составляющих деятельность действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем мотив деятельности, в которую они включены. Действие становится деятельностью.

Ребенок может своевременно выполнять домашние задания первоначально лишь для того, чтобы пойти гулять. Но при систематическом обучении и получении положительных отметок за свою работу, повышающих его ученический престиж, у него пробуждается интерес к изучаемым предметам, и он начинает готовить теперь уроки, чтобы лучше разобраться в содержании материала. Действие приготовления уроков обрело свой мотив и стало деятельностью. Этот общепсихологический механизм развития действий А.Н. Леонтьев назвал сдвигом мотива на цель (или превращением цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную силу, т. е. сама становится мотивом.

Дробление единиц деятельности может проявляться и в превращении операций в действия. Например, в ходе разговора человек не может найти нужного слова, т. е. то, что было операцией, стало действием, подчиненным осознаваемой цели.

4.  Положения А.Н. Леонтьева о соотношении внутренней и внешней деятельности:

✓  внутренние действия — это действия, подготавливающие внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность человеку достаточно быстро выбирать нужное действие, избегая грубых, а иногда и роковых ошибок. Внутренние действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реатьного продукта получается мысленный результат;

✓  внутренняя деятельность:

•     имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания (принцип единства внутренней и внешней деятельности);

. произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации (или переноса соответствующих действий в умственный план, т. е. их усвоения);

•     производится не с реальными предметами, а с их образами, в результате чего вместо реатьного продукта получается мысленный результат.

Для успешного воспроизведения какого-либо действия в уме нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. При интериоризации внешняя деятельность хотя и не меняет своего принципиатьного строения, но сильно трансформируется, сокращается, что позволяет осуществлять ее значительно быстрее.

Внешняя деятельность переходит во внутреннюю, а внутренняя — во внешнюю (принцип взаимных переходов внешней деятельности во внутреннюю и наоборот).

5.  Основные научные труды:

✓  "Развитие памяти" (1931);

✓  "Восстановление движения" (1945);

✓  "Очерк развития психики" (1947);

✓  "Потребности и мотивы деятельности" (1956);

✓  "Проблемы развития психики" (1959, 1965);

✓  "Об историческом подходе к изучению психики человека" (1959);

✓  "Потребности, мотивы и эмоции" (1971);

✓  "Деятельность. Сознание. Личность" (1975).