Баннер

Поиск по сайту

Loading

Психодинамическое учение о психической патологии


Проблема психодинамического диагноза


Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития. Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

В современном виде психодинамический диагноз включает в себя по меньшей мере пять взаимосвязанных факторов, определяющих его значимость в процессе психодинамической терапии:

1) планирование стратегии и тактики психотерапевтического процесса;

2) вероятный прогноз психотерапии;

3) защита интересов пациента;

4) помощь в установлении терапевтом эмпатии к своему пациенту и, наконец,

5) уменьшение вероятности того, что тревожный пациент уклонится от лечения.

Но необходимо заметить, что в ходе развития психодинамической терапии отдельные диагностические факторы и сам процесс диагностики претерпели значительные изменения.

До появления в XIX в. описательной психиатрии считалось, что существует несколько форм душевных заболеваний, с некоторой частотой встречающихся у людей в «цивилизованном мире». Так, мужчины и женщины с истерическими состояниями, фобиями, обсессиями, компульсиями, маниакальными или депрессивными тенденциями малой интенсивности расценивались как имеющие психологические трудности, но не сильно отличающиеся от здоровых. Личности с галлюцинациями, бредом и нарушениями мышления считались больными. Личности, совершающие асоциальные поступки, оценивались как «морально безумные», но остающиеся в контакте с реальностью. В общих чертах данная классификация до сих пор сохраняется в судебной психиатрии, уделяющей особое внимание тому, мог ли обвиняемый оценивать реальность в момент совершения преступления или нет.

Эмиль Крепелин, основатель современной классификационной системы, исследовав спектр эмоциональных расстройств, выявил их некоторые общие синдромы и характеристики и выделил экзогенные (т. е. излечимые) и эндогенные (т. е. неизлечимые) расстройства. К первым он относил маниакально-депрессивный психоз, а к последним — шизофрению, считавшуюся по тем временам органическим повреждением мозга.

Основываясь на работах Крепелина, Фрейд провел различие между невротическими и психотическими уровнями функционирования. Первый характеризовался полным пониманием реальности, второй — потерей контакта с ней. После появления второй топики в психоанализе данное различие приняло форму комментария к личностной структуре. Невротики считались страдающими оттого, что их Эго-защиты были чересчур негибкими и отрезали их от энергии Ид, психотиков же рассматривали как больных, чьи защиты чересчур слабы, в связи с чем они оказывались затопленными примитивными силами Ид. Психодинамическая терапия невротиков стала рассматриваться как направленная на смягчение Эго защит и получение доступа к Ид (для использования его энергии в конструктивных целях), в то время как целью терапии психотиков являлось упрочение защит, а также развитие устойчивости к стрессам, улучшение тестирования реальности и оттеснения бурлящего Ид обратно в бессознательное.

В работах эгопсихологического направления в дополнение к различию между неврозом и психозом появилось различение степени адаптации внутри невротических категорий. Первым стало введенное Вильгельмом Райхом различение между симптоматическим неврозом и неврозом характера. Для оценки того, с чем конкретно психоаналитикам приходится иметь дело, вводилась определенная схема первичного интервью с пациентом, имеющим жалобы невротического уровня. В частности, в ходе беседы необходимо было дать ответ на следующие вопросы.

1. Имеет ли психотерапевт дело с недавно возникшей проблемой или она в той или иной форме существовала с раннего времени?

2. Имело ли место резкое возрастание тревоги пациента или же наблюдалось постепенное ухудшение общего состояния?

3. Пациент сам выразил желание обратиться за лечением или же другие (родственники, друзья, социальные или юридические структуры и т. п.) направили его?

4. Являются ли симптомы пациента эго-дистонными или эго-синтонными?

5. Адекватна ли способность личности видеть перспективу своих проблем (существует ли у нее «наблюдающее Эго») развитию альянса с терапевтом против симптомов или же пациент рассматривает психотерапевта как потенциально враждебного или магического спасителя?

Утвердительный ответ на первую часть каждого варианта предположительно являлся свидетельством симптоматических проблем, а на второй — проблем характера. Ценность этого различия заключена в выводах для практики и прогноза.

В случае, если пациент страдал от невротического симптома, предполагалось, что нечто в его текущей жизни активизировало бессознательный инфантильный конфликт и пациент использует для его решения неподходящие методы. Они могли быть наилучшими из тех, что имелись в детстве, но в нынешней ситуации оказывались неадаптивными. Соответственно задачей психотерапии становилось определение конфликта, помощь пациенту в переживании связанных с ним эмоций и разработка новых путей его решения. Прогноз был благоприятным и лечение не обязательно предполагало долгие годы работы. В процессе терапии следовало ожидать также создания атмосферы взаимности, когда могут появиться сильные переносные и контрпереносные реакции.

Если же проблемы пациента расценивались как проблемы характера, то терапевтическая задача становилась более сложной, ее решение требовало больше времени, а прогноз был более сдержанным. Это было связано, во-первых, с различием целей пациента и концепцией аналитика относительно реального достижения этих целей. Так, немедленное освобождение от страданий, т. е. то, чего хочет пациент, могло рассматриваться психотерапевтом как незначительная цель по сравнению с более глобальной целью переструктурирования личности. В связи с этим в работах, посвященных терапии с этой категорией пациентов, стала обсуждаться образовательная роль аналитика, заключающаяся в том, чтобы «сделать эго-дистонным то, что было эго-синтонным». Во-вторых, с тем, что в работе с пациентом с невротическим характером происходит медленное и трудное возникновение рабочего или терапевтического альянса, основанного на реальных потребностях сотрудничества между терапевтом и пациентом, уровень которого сохраняется, несмотря на сильные негативные эмоции, нередко проявляющиеся в ходе психотерапии. И наконец, в-третьих, процесс терапии характера в отличие от психотерапии симптома чаще всего имеет окрашенность скукой, нетерпеливостью, раздражением и деморализованностью, присущей обеим сторонам.

В течение долгого времени категории симптоматического невроза, невроза характера и психоза являлись основными конструкциями, при помощи которых психодинамические терапевты проводили различия между личностями по степени тяжести нарушений. Так, невроз был наименее тяжелым состоянием, нарушение личности — более серьезным, а психотическое нарушение — самым тяжелым. Но в дальнейшем такая общая схема была признана недостаточной. Так, выяснилось, что некоторые реакции невротического уровня, связанные со стрессом, оказываются более разрушительными для функционирования личности, чем характерологические нарушения. Кроме того, некоторые нарушения характера выглядели более серьезными и примитивными, чтобы их можно было отнести к невротическому уровню. Многие аналитики жаловались на пациентов, которые, казалось, имели нарушения характера, но в очень странной, хаотичной форме. Поскольку они редко или никогда не сообщали о галлюцинациях или бреде, их нельзя было считать психотическими, но в то же время у них не было стабильности и предсказуемости, свойственной пациентам невротического уровня. В связи с этим в 1940-1960-х гг. многие психоаналитики стали высказывать мысль о существовании промежуточной зоны между неврозами и психозами. Благодаря теоретическим построениям Отто Кёрнберга, Джона Мастерсона и Майкла Стоуна концепция пограничного уровня организации личности [Отметим, что необходимо отличать термин «пограничная психопатология» в психодинамическом подходе от аналогичного термина в отечественной психиатрии. Так, у нас под ним подразумеваются «нерезко выраженные нарушения, граничащие с состоянием здоровья и отделяющим его от собственно патологических психических нарушений», а также расстройства, «характеризующиеся главным образом проявлениями так называемого невротического уровня нарушений» (Александровский, с. 11).] получила широкое признание в психоаналитическом сообществе.

Сегодня в психодинамической терапии принята следующая классификация уровней личности. Люди психотического статуса фиксированы на слитом, досепарационном уровне, на котором они не могут различить, что внутри, а что — вне их. Люди в пограничном состоянии фиксированы на диадической борьбе между тотальным подчинением, которое, как они боятся, уничтожит их идентичность, и тотальной изоляцией, которая для них аналогична травмирующей покинутости. Пациенты с невротическими трудностями являются личностями, прошедшими сепарацию и индивидуацию, но имеющими конфликт между вещами, которых желают и которых боятся (прототипом чего является эдипов конфликт).

В настоящий момент с помощью психодинамического диагноза каждого человека можно описать как имеющего определенный уровень развития личности (психотический, пограничный, невротический) и тип организации личности (истерический, параноидный, депрессивный, шизоидный, нарциссический, мазохистический, обсессивно-компульсивный, психопатический и диссоциативный).





Содержание статьи
  1. Психодинамическая терапия
  2. Эволюция понятий и концепций психодинамической терапии - история развития психоанализа
  3. Классическая психоаналитическая теория Фрейда - Брейер лечение гипнозом
  4. Пионеры психодинамического направления - обучения Фреда у Шарко
  5. вклад Жане в психодинамическое понимание психопатологического функционирования человеческой психики
  6. Теория травмы - Фрейд и Брейер - катарсис и абреакция
  7. Теория соблазнения по Фрейду
  8. Теория инстинктов и влечений
  9. динамический экономический топографический подход к функционированию психики, интерпретация сноведений
  10. Содержания, функции и механизмы сновидений - бессознательное сознание и предсознание
  11. Понятие сексуыльных влечений ( интинктов ) по Фрейду
  12. Стадии - фазы сексульной жизни и активности по Фрейду
  13. Стадии психосексуального развития по Эриксону
  14. Маргарет Малер - динамика и фазы развития взаимоотношений матери и ребенка
  15. Второй этап развития психоанализа - влечения к смерти и влечение к жизни
  16. Третий этап развития психоанализа - Оно (Ид) , Эго и Суперэго
  17. Четвертый этап развития психоанализа - Эгопсихология
  18. Школа объектных отношений - теория Кляйн - шизоидно- пароидная и депрессивная позиция развитие ребенка
  19. Взгляды А. Фрейд и М. Кляйн на примере психоаналитической работы с детьми
  20. В. Фейербейрн - центральное Эго - стадии развития ребенка - работа Пересмотренная психопатология неврозов и психоневрозов
  21. Развитие теории объектных отношений- Винникотт - взаимодействие между матерью и ребенком
  22. Уилфред Р. Байон - концепция контейнирования во взаимоотношениях матери и ребенка- контрперенос
  23. Сэлф-психология - хроническая потребность во внимании окружающих
  24. Структурный психоанализ Ж. Лакана - реальное и воображаемое
  25. Психодинамическое учение о психической патологии - Проблема психодинамического диагноза
  26. Типология организации личности
  27. Техника психодинамической терапии - Первичное интервью
  28. Основные правила психодинамической терапии - правила аналитической ситуации, распределенного внимания, нейтральности
  29. Специфические и неспецифические средства психодинамической терапии - интерпретация и реконструкция
  30. Понятие инсайта в психодинамической терапии и психиатрии
  31. Клиническое понятие проработки в психотерапии
  32. Процессуальные модели психодинамической терапии- Классическая психоаналитическая модель
  33. Процессуальные модели психодинамической терапии- теории восстановления Я
  34. Начальный этап психодинамического воздействия - пассивная манера поведения психотерапевта
  35. Начальный этап психодинамического воздействия - сноведения
  36. Срединный этап психодинамического воздействия - Работа с сопротивлением - сопротивление вытеснения
  37. Срединный этап психодинамического воздействия - Работа с сопротивлением - трансфертное сопротивление
  38. Срединный этап психодинамического воздействия - Работа с сопротивлением ,связанное со вторичной выгодой от проблемы
  39. Срединный этап психодинамического воздействия - Анализ сопротивления - схема работы
  40. Срединный этап психодинамического воздействия - Работа с трансфером
  41. Срединный этап психодинамического воздействия - Работа с контртрансфером
  42. Подходы к работе со сновидениями
  43. Ассоциация как предпосылка и основа интерпретации сноведений
  44. Завершение психодинамической терапии
  45. Вскрывающие техники при работе с пациентами невротического уровня
  46. Поддерживающие техники при работе с пациентами психотического уровня
  47. Экспрессивные техники при работе с пограничными пациентами
  48. Экспрессивные техники при работе с пограничными пациентами - установление постоянных условий психотерапии
  49. Экспрессивные техники при работе с пограничными пациентами - интерпретация примитивной защиты
  50. Краткосрочная психодинамическая терапия
  51. Литература

Последние заказы

Заказать работу

Stop
Play
  • 03.05.2014 - Реферат Проблемы управления социальными процессами на микро- и макро- уровнях...
  • 02.05.2014 - Курсовая работа Использование технических средств в следственной практике...
  • 29.04.2014 - Реферат Средства физической культуры при сколиозе...
  • 30.04.2011 - Курсовая работа Массовые беспорядки...
  • 09.10.2013 - Курсовая работа "Перевод безэквивалентной лексики"...
  • 03.10.2013 - Курсовая работа "Перевод французской научно-технической литературы"...
  • 10.10.2013 - Ответы на вопросы к экзамену по предмету индивидуальное консультирование...
  • 08.10.2013 - Презентация "Сахарный диабет - распространенное заболевание обмена веществ в развитых странах"...
  • 03.10.2013 - Реферат "Технология и методы прогнозирования"...
  • 20.01.2013 - Презентация+доклад к дипломной работе...