Баннер

Поиск по сайту

Loading

Оценка действий и поступков учащихся

Одной из форм воздействия учителя на ученика является оценка его поступков и действий.

Различают фиксированные и нефиксированные оценки. Фиксированная оценка называется отметкой. Нефиксированная оценка осуществляется чаще всего учителем словесно как мера поощрения или порицания учащихся.

Кроме того, оценки бывают парциальными и интегральными. Первые имеют отношение к отдельным актам поведения, действиям, ответам учащихся. Вторые касаются личности ученика и его поведения в целом: «Ты же способный мальчик, можешь осилить и не такое!», а также четвертных и годовых отметок.


Рис. 17.1. Значение знания результатов упражнения (по М. В. Гамезо и И. А. Домашенко, с. 93):

группа А — с оценкой качества; группа Б — без оценки качества. После 10-го упражнения

группы поменялись местами


Оценка для учащегося играет роль «обратной связи». Получая ее, учащийся быстрее обучается (рис. 17.1).

Оценка имеет большое воспитательное воздействие. Она всегда вызывает к себе определенное отношение, через нее человек формирует о себе мнение как об учащемся, личности. Человеку небезразличны отношение к нему других, даваемые ими оценки. Поэтому оценки способствуют формированию качеств личности, позиции человека по отношению к коллективу и обществу, повышают или снижают активность учащегося.

Однако чтобы оценка выполняла свои функции и играла образовательную и воспитательную роль, она должна удовлетворять следующим требованиям:

•       осуществляться систематически, но без «перебора», так как большое количество парциальных (текущих) оценок, вытекающих из постоянного внешнего контроля, сковывает самостоятельность и инициативу учащихся, не позволяет развиться самоконтролю, не дает возможности удовлетворить потребность в самовыражении;

•       быть объективной в смысле непредвзятости;

•       носить дифференцированный характер в зависимости от прилежания, способностей и характера ученика; носить индивидуальный характер (чтобы ученик не мог прикрыться делами товарищей);

•       быть разнообразной по форме.

Различные формы оценочной стимуляции школьников учителем представлены на рис. 17.2.

Рис. 17.2. Формы оценочной стимуляции учащихся


Прямая оценка действий учащегося осуществляется учителем тогда, когда он сообщает свое мнение, обращаясь непосредственно к этому учащемуся. Опосредованная оценка связана с оценкой действий учащегося не самим учителем, а классом в целом или отдельными учениками. В целях активизации класса этот прием может быть эффективным при условии, что учитель после оценки класса даст свое разъяснение, выразив с этой оценкой согласие или несогласие.

Однако в ряде случаев имеет место скрытая форма опосредованной оценки, которая оказывает на учащегося негативное влияние. Например, учитель, не дав никакой прямой оценки ответу одного учащегося, после ответа другого говорит: «Это другое дело. Садись», и, обратившись к первому учащемуся, говорит: «Садись и ты». В этом случае первый ученик, видя, что одобрение получил лишь второй, расценивает отсутствие прямой оценки своих действий как порицание.

Отсутствие оценки, как прямой, так и опосредованной, оказывает отрицательное влияние на активность школьников, так как неоценивание одного на фоне оценивания других воспринимается как избирательное отрицательное отношение учителя к ученику, пренебрежение им, игнорирование его. Неоценивание ведет к формированию неуверенности в собственных силах, к формированию у учащегося представления о собственной неполноценности. Поэтому отсутствие оценки является самым худшим способом оценки, поскольку это воздействие педагога не ориентирует, а дезориентирует учащихся, вызывает у них снижение активности и целеустремленности. В этом случае учащийся вынужден строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, а на субъективных истолкованиях намеков, ситуации, поведения учителя и одноклассников. Интонация, жест, мимика педагога приобретают при этом особое смысловое значение для ученика.

Согласие учителя с действием, поступком или ответом ученика является для последнего ориентацией в правильности совершаемого, стимуляцией его дальнейших усилий в том же направлении. В воспитательных целях, когда требуется более чуткое отношение к учащемуся, необходимо не только определение верности действия, но и эмоциональная поддержка, выражаемая в форме одобрения: «Смелее, смелее… Вот так», «Делай так и дальше, ты правильно делаешь» и т. п. Одобрение употребляется в отношении школьников, не уверенных в собственных силах, робких, слабо развитых.

Одной из форм отрицательных оценок является отрицание ответа или действия ученика, несогласие с ними. Однако, чтобы несогласие оказывало полезный стимулирующий эффект, оно должно носить мотивированный характер, т. е. учитель должен объяснить учащемуся причину своего несогласия, а также то, что должен сделать учащийся, чтобы решить поставленную задачу. Основные приемы отрицания — оперирование словами и фразами типа «Нет», «Не так делаешь», «Не то» — должны подкрепляться объяснением, подсказкой ученику, как правильно выполнить упражнение. В этом случае отрицание способствует перестройке мышления учащегося, переструктурированию имеющихся у него знаний в соответствии с логикой решения задачи.

Другими формами отрицательных оценок учителем поступков и действий учащихся являются различные виды порицания (упрек, осуждение). Действие порицания может быть двояким. Если оно раскрывает перспективу перед учащимся («Смотри, какие у тебя способности! А ты их не реализуешь…»), то является положительной стимуляцией учащегося, если же порицаются не только знания и умения учащегося, но и его интересы, способности, то порицание является отрицательной стимуляцией, ведущей к снижению потребностей, уровня притязаний и активности учащегося. Такой эффект может оказать, например, порицание: «Я же говорил тебе, что ничего не получится. Не с твоими способностями заниматься

рисованием!» Кстати, чаще всего порицаются именно «бесперспективные» в глазах учителя учащиеся. За одинаково правильные ответы «перспективных» хвалят в два раза чаще, чем «бесперспективных»; за одинаковую неудачу «бесперспективных» ругают в три раза чаще, чем «перспективных».

Однако не всегда порицание приводит к такому результату. Учащиеся с высоким уровнем притязаний, уверенные в себе, после порицания могут еще больше мобилизоваться, чтобы доказать учителю, что с их точки зрения он не прав. Поэтому использование порицания, как и поощрения, требует от учителя учета индивидуальных психологических особенностей учащихся.




Содержание статьи
  1. Психология общения и межличностных отношений
  2. Краткая история изучения психологами проблемы общения
  3. РАЗДЕЛ I. Психология общения
  4. Характеристика общения 1.1. Понятие «общение»
  5. Общение как специфическая форма взаимодействия субъектов.
  6. 1.2. С кем мы общаемся , или В каком случае следует говорить об общении ?
  7. Псевдообщение.
  8. 1.3. Потребность в общении
  9. 1.4. Общение как ценность
  10. 1.5. Функции и цели общения
  11. 1.6. Виды общения
  12. Ритуальное общение
  13. Третий вид — гуманистическое общение.
  14. 1.7. Способы общения
  15. 1.8. Выбор партнера по общению
  16. ГЛАВА 2. Средства общения
  17. 2.1. Речь , или вербальные средства общения
  18. Информационная сторона
  19. Выразительная (эмоциональная) сторона
  20. Волеизъявление (действенность)
  21. Вокальные помехи
  22. 2.2. Невербальные средства общения
  23. Жесты
  24. Классификации жестов.
  25. Мимика
  26. Поза
  27. Другие невербальные средства общения
  28. ГЛАВА 3. Факторы , обусловливающие эффективность общения
  29. 3.1. Внешние факторы общения
  30. 3.2. Умение слушать , что говорят другие
  31. Технические приемы эффективного слушания ( И . Аватер , 1984)
  32. 3.3. Манеры ( стили ) общения
  33. ГЛАВА 4. Свойства личности , влияющие на эффективность общения
  34. Экстравертный собеседник
  35. Интровертный собеседник
  36. 4.2. Эмпатийность
  37. 4.3. Властность
  38. 4.4. Конфликтность и агрессивность
  39. 4.5. Толерантность
  40. 4.6. Застенчивость
  41. Особенности личности застенчивых
  42. Негативные последствия застенчивости
  43. 4.7. Робость ( социальная трусость )
  44. 4.8. Ригидность — мобильность
  45. 4.9. Психологический портрет субъекта затрудненного общения
  46. ГЛАВА 5. Формы воздействия ( влияния ) на партнеров общения
  47. 5.1. Неимперативные прямые формы воздействия
  48. Просьба
  49. Предложение ( совет )
  50. Убеждение как форма воздействия на принятие субъектом решения
  51. Похвала
  52. Поддержка и утешение
  53. 5.2. Внешнее внушение
  54. Условия успешности прямого внушения
  55. 5.3. Императивные прямые формы воздействий
  56. Приказ , требование , запрет
  57. Принуждение
  58. 5.4. Дисциплинарные меры воздействия
  59. 5.5. Угрозы ( запугивание )
  60. 5.6. Самовосхваление и самоназидательность
  61. 5.7. Критика
  62. 5.8. Слухи и сплетни
  63. 5.9. Способы защиты от воздействий
  64. ГЛАВА 6. Манипуляция 6.1. Характеристика манипулятивного общения
  65. Способы (приемы) манипулятивного воздействия
  66. 6.2. Демонстрация слабости , беспомощности
  67. 6.3. Заискивание , лесть , подхалимаж
  68. 6.4. Обман , ложь , вранье
  69. 6.5. Распознавание лжи
  70. 6.6. Манипулятивный ( макиавеллический ) тип личности
  71. ГЛАВА 7. Личностные факторы , обусловливающие эффективность воздействий
  72. 7.1. Коммуникативная культура
  73. 7.2. Авторитет источника информации
  74. Титулы
  75. Одежда
  76. Атрибуты
  77. 7.3. Конформность реципиента
  78. 7.4. Внушаемость и негативизм реципиента
  79. 7.5. Доверие — недоверие к источнику информации
  80. ГЛАВА 8. Коммуникативные эмоциональные состояния
  81. 8.1. Веселье
  82. 8.2. Смятение
  83. 8.3. Смущение
  84. 8.4. Стыд
  85. Феноменология стыда
  86. Природа стыда
  87. Появление стыда в онтогенезе
  88. Роль стыда
  89. 8.5. Вина
  90. Сущность вины
  91. Структура вины
  92. Различия между виной и стыдом
  93. Детерминация вины
  94. Типы вины
  95. Вина и личностные особенности
  96. 8.6. Презрение
  97. 8.7. Обида
  98. 8.8. Гнев
  99. 8.9. Печаль
  100. 8.10. Горе
  101. 8.11. Страх
  102. ГЛАВА 9. Возрастные особенности общения 9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития
  103. Особенности общения дошкольников
  104. Особенности общения младших школьников
  105. Особенности общения в подростковом возрасте
  106. Особенности общения в юношеском возрасте
  107. Особенности общения в пожилом возрасте
  108. 9.2. Возрастные особенности коммуникативных свойств личности
  109. ГЛАВА 10. Особенности общения , связанные с полом
  110. 10.1. Значимость общения для мужчин и женщин
  111. 10.2. Половые особенности социальной перцепции
  112. 10.3. Половые особенности выбора партнера по общению детьми
  113. 10.4. Круг общения у женщин и мужчин
  114. 10.5. Теснота общения и пол
  115. 10.6. Половые различия в использовании вербальных средств общения
  116. 10.7. Половые различия в использовании невербальных средств общения
  117. 10.8. Мужской и женский стили общения
  118. 10.9. Особенности общения через Интернет
  119. 11.2. Аффилиация
  120. 11.3. Остракизм
  121. 11.4. Одиночество
  122. Причины возникновения одиночества
  123. Личностные черты
  124. ГЛАВА 12. Установление взаимопонимания между общающимися
  125. 12.1. Сущность взаимопонимания и этапы его установления
  126. 12.2. Восприятие партнера по общению и возникновение первого впечатления о нем
  127. 12.4. Изучение и понимание партнера по общению
  128. 12.5. Обеспечение понимания себя другим
  129. 12.6. Сближение позиций и поддержание взаимопонимания
  130. ГЛАВА 13. Психология конфликтов 13.1. Конфликтные ситуации и конфликты
  131. 13.2. Фазы развития конфликта
  132. 13.3. Исходы конфликтных ситуаций
  133. 13.4. Агрессивное поведение как проявление конфронтации
  134. ГЛАВА 14. Межличностные отношения
  135. 14.1. Отношения знакомства
  136. 14.2. Приятельские отношения . Симпатия и антипатия
  137. Сплоченность
  138. 14.3. Привязанность и дружба
  139. Причины дружбы
  140. Критерии выбора друзей
  141. Правила поведения друзей
  142. Детская дружба
  143. 14.4. Любовь
  144. Виды любви по отношению к ее объекту
  145. Страстная любовь ( влюбленность )
  146. Любовь - дружба
  147. Псевдолюбовь
  148. 14.5. Вражда
  149. 14.6. Зависть
  150. Факторы, облегчающие возникновение зависти
  151. Виды зависти
  152. Зависть и возраст
  153. 14.7. Ревность
  154. Ревность к объекту сексуальной любви
  155. Детская ревность
  156. 14.8. Признательность ( чувство благодарности )
  157. 14.9. Уважение
  158. 14.10. Альтруизм ( заботливость )
  159. 14.11. Эгоизм
  160. РАЗДЕЛ III Практические аспекты общения. ГЛАВА 15. Публичное выступление
  161. 15.1. Принципы информирования
  162. 15.2. Методы информирования
  163. 15.3. Оценка аудитории
  164. 15.4. Учет обстановки выступления
  165. 15.5. Вербальная и визуальная адаптация
  166. Привлечение и поддержание интереса аудитории
  167. Адаптация к уровню понимания аудитории
  168. Формирование позитивного отношения аудитории к себе как оратору
  169. Адаптация к установкам (мнениям) аудитории
  170. 15.6. Как сделать свою речь убедительной
  171. 15.7. Преодоление оратором нервозности
  172. ГЛАВА 16. Деловое общение
  173. 16.1. Деловая беседа ( переговоры , прием посетителей )
  174. Переговоры
  175. Задавание вопросов
  176. Прием посетителей
  177. 16.2. Деловые споры
  178. 16.3. Деловое общение по телефону
  179. 16.4. Производственные конфликты
  180. 16.5. Проведение деловых собраний и совещаний
  181. 16.6. Стили руководства
  182. Классификации стилей руководства
  183. Стиль руководства и личностные особенности
  184. Эффективность различных стилей руководства
  185. Отношение подчиненных к различным стилям руководства
  186. 16.7. Общительность руководителя и эффективность деятельности коллектива
  187. ГЛАВА 17. Педагогическое общение
  188. 17.1. Характеристики педагогического общения
  189. 17.2. Умения учителя , влияющие на эффективность общения
  190. 17.3. Педагогический такт
  191. 17.4. Культура речи учителя
  192. 17.5. Личностные особенности учителя , затрудняющие общение с учащимися
  193. 17.6. Виды воздействий учителя на учащихся
  194. 17.7. Психологическая характеристика различных форм воздействия учителя на учащихся
  195. Просьба и требования учителя
  196. Убеждение и внушение
  197. Принуждение
  198. Оценка действий и поступков учащихся
  199. Поощрение и наказание
  200. Отметка и ее психологическое воздействие
  201. Использование юмора , шутки
  202. 17.8. Стили педагогического общения
  203. Психолого-педагогические особенности опроса учащихся учителями с различными стилями руководства
  204. Стиль руководства и успеваемость
  205. 17.10. Общение учителей с родителями учащихся
  206. 17.11. Поведение учителя в конфликтных ситуациях
  207. Условия, способствующие возникновению конфликтов
  208. Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации
  209. Управление учителем конфликтом между учащимися
  210. Заповеди педагогического общения ( по В . А . Кан - Калику , 1987)
  211. ГЛАВА 18. Общение и межличностные отношения между медицинскими работниками и больными
  212. 18.1. Создание положительных взаимоотношений между врачом и больным
  213. 18.2. Взаимоотношения медицинской сестры и больного
  214. 18.3. Влияние профессиональной деформации медицинского персонала на общение с больными и с коллегами
  215. 18.4. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников , влияющие на общение
  216. 18.5. Ятрогении как результат неправильного общения и взаимодействия медицинских работников с людьми
  217. ГЛАВА 19. Межличностные отношения и общение в семье
  218. 19.2. Коммуникативные потребности и цели , реализуемые в браке
  219. 19.3. Совместимость супругов
  220. 19.4. Отношения между супругами : кто в семье главный
  221. 19.5. Типы жен и особенности их общения
  222. 19.6. Привязанность детей к родителям
  223. Типы привязанностей
  224. 19.7. Стили общения и взаимодействия с детьми отцов и матерей
  225. 19.8. Воспитание детей родителями в процессе семейного общения
  226. Негативные модели семейного общения
  227. 19.9. Отношение детей к матери и отцу
  228. 19.11. Кризисы в семейных отношениях
  229. 19.12. Общение и взаимоотношения пожилых родителей с родственниками
  230. Страница 230
  231. Методика «Мотивация аффилиации»
  232. Текст опросника для шкалы СП
  233. Текст опросника для шкалы СО
  234. Диагностика состояний и намерений людей по позе и жестам в процессе общения
  235. Позитивные жестовые выражения
  236. Негативные жестовые выражения
  237. Жесты и позы общения на вечеринках
  238. Методика «Поведенческие признаки коммуникативной толерантности»
  239. Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов
  240. Тест оценки коммуникативных умений собеседника
  241. Страница 241
  242. Страница 242
  243. O просник Г . A йзенка ( п o д poc тк o вый ) для выявления выраженности экстраверсии—интроверсии и нейротизма
  244. Опросник В . Ф . Ряховского для определения уровня общительности
  245. Методика «Конфликтная личность»
  246. Оценка способов реагирования в конфликте ( К . Н . Томас )
  247. Методика А . Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному поведению»
  248. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»
  249. Методика Г . Айзенка «Диагностика ригидности»
  250. Опросник для выявления выраженности макиавеллизма ( склонности к манипулированию другими людьми )
  251. Методика «Измерение чувства вины и стыда» ( Test of Self - Conscious Affect ( TOSCA ) Дж . П . Тангней (1989))
  252. «Опросник вины» ( Guilt Inventory )
  253. Страница 253
  254. Методика «Диагностика уровня эмпатии» И . М . Юсупова
  255. Методика В . В . Бойко «Диагностика уровня эмпатии»
  256. Опросник интерперсонального диагноза ( Т . Лири , Р . Л . Лафорже , Р . Ф . Сучек )
  257. Страница 257
  258. Стенфордский опросник застенчивости
  259. Методика «Робость , стеснительность»
  260. Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»
  261. Страница 261
  262. Тест «Умеете ли вы слушать ? » (2)
  263. Анкета «Учитель — ученик»
  264. Тест «Трансактный анализ общения»
  265. Методика «Самооценка стиля управления»
  266. Методика А . Л . Журавлева «Стиль руководства»
  267. Тест «Стиль управления»
  268. Методика Е . П . Ильина «Склонность к определенному стилю руководства»
  269. Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам
  270. Методика «Дипломатичный и авторитарный стили поведения на деловом совещании»
  271. Страница 271
  272. Шкала оценки психологического климата в коллективе
  273. Тест «Восприятие индивидом группы»
  274. Тест «Любят ли вас люди ? »
  275. Программа изучения профессионально - педагогической общительности
  276. Тестовая карта оценки стиля коммуникативной деятельности учителя
  277. Опросник «Взаимоотношения со своими детьми»
  278. Страница 278
  279. Тест «РА RI » — «Родительско - детские отношения»
  280. Тест «Родители глазами ребенка»
  281. Тест «Подростки о родителях»
  282. Оглавление
  283. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Последние заказы

Заказать работу

Stop
Play
  • 09.10.2013 - Курсовая работа "Перевод безэквивалентной лексики"...
  • 03.10.2013 - Курсовая работа "Перевод французской научно-технической литературы"...
  • 10.10.2013 - Ответы на вопросы к экзамену по предмету индивидуальное консультирование...
  • 08.10.2013 - Презентация "Сахарный диабет - распространенное заболевание обмена веществ в развитых странах"...
  • 03.10.2013 - Реферат "Технология и методы прогнозирования"...
  • 20.01.2013 - Презентация+доклад к дипломной работе...
  • 16.01.2013 - Дипломная работа Политический имидж лидера...
  • 18.01.2013 - Контрольная работа Нормы административного права...
  • 21.01.2013 - Курс раб. Особенности психологического консультирования дошкольников...
  • 20.12.2012 - Реферат "Виды социально-экономических экспериментов"...