Психология общения и межличностных отношений - 4.9. Психологический портрет субъекта затрудненного общения

4.9. Психологический портрет субъекта затрудненного общения

Как отмечает В. А. Лабунская (2003), субъект затрудненного общения — это многовариантный феномен. Действительно, разными авторами выделяются разные характеристики человека, затрудняющие процесс общения.

Так, на основе параметров субъективности — объективности трудностей общения В. Н. Куницына (1991, 1995) выделила три вида затруднений в общении (трудности, барьеры и нарушения), отличающиеся соотношением субъективной неудовлетворенности общением и степени тяжести объективных последствий их негативного влияния на развитие участников общения. В одном случае человек стремится к общению, имеет такую возможность, но не умеет это делать, так как он невоспитан, беззастенчив, проявляет эгоцентризм, и это приводит к его отвержению. В другом случае субъектом затрудненного общения выступает человек, который умеет общаться, имеет такую возможность, но не хочет этого вследствие своей глубокой интровертированности, самодостаточности, отсутствия потребности в общении. Человек, создающий барьеры в общении, имеет другой набор характеристик: предубежденность, ригидность восприятия другого, следование предрассудкам и стереотипам. Субъект затрудненного общения, привносящий нарушения в процесс общения, отличается подозрительностью, завистливостью, эгоцентризмом, тщеславностью, себялюбием, ревностью, высоким уровнем фрустрации межличностных потребностей.

Нарушения общения связывают с установкой человека на унижение другого, ущемление его интересов, подавление и властвование над ним. У такого субъекта затрудненного общения проявляется агрессивно-обесценивающий стиль обще-

ния, выражающийся в запугивании и покорении другого, в бесконечной насильственной конкуренции с ним по типу «ты или я».

Соотнесение субъективных показателей затрудненного общения со структурными компонентами общения представлено в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Затруднения в реализации структурных компонентов общения

 

Компонент общения

Затруднения в общении

 

Перцептивный






Неумение вникать в процессы и состояния окружающих. Невоз-

можность видеть мир глазами другого человека. Неадекватность

воссоздания представлений и содержания воздействий. Стерео-

типизация восприятия окружающих и искажение качеств лично-

сти партнера общения, «эскалация атрибуции». Преобладание

в понимании другого человека оценочного компонента, недиф-

ференцированность оценок

 
 
 
 
 
 
 

Эмоциональный





Преобладание эгоцентрической направленности эмоционального

отклика. Свернутость сочувствия и содействия. Неадекватность

восприятия эмоционального состояния других. Неприязненное,

враждебное, высокомерное, подозрительное отношение

к другим. Стремление получать в процессе общения только

положительные эмоции

 
 
 
 
 
 

Коммуникативный




Неумение выбрать адекватную форму сообщения. Невырази-

тельность и длительность пауз в речи. Застывшая поза

и несоответствие экспрессии речевому поведению. Низкий

потенциал коммуникативного воздействия. Использование

свернутых форм обращения

 
 
 
 
 

Интерактивный




Неумение поддерживать контакт и выходить из него. Стремление

больше говорить, чем слушать. Навязывание собственной точки

зрения, слепое доказывание своей правоты. Неумение аргумен-

тировать свои замечания. Симулирование несогласия в целях

дезинформации партнера