Психология общения и межличностных отношений - Анкета «Учитель — ученик»

Анкета «Учитель — ученик» 1

В анкету включено 24 вопроса, выявляющих отношение учеников к учителю по трем параметрам (по 8 вопросов) — гностическому, эмоциональному, поведенческому.

Инструкция

Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с учителем, то напишите «да», если оно неверно, то — «нет».

Текст опросника

1.     Учитель умеет точно предсказать успехи своих учеников.

2.     Мне трудно ладить с учителем.

3.     Учитель — справедливый человек.

4.     Учитель умело готовит меня к контрольным и экзаменам.

5.     Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с людьми.

6.     Слово учителя для меня — закон.

7.     Учитель тщательно планирует работу со мной.

8.     Я вполне доволен учителем.

Тест взят из книги: Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. С. 356.

9.  Учитель недостаточно требователен ко мне.

10.    Учитель всегда может дать разумный совет.

11.    Я полностью доверяю учителю.

12.    Оценка учителя очень важна для меня.

13.    Учитель в основном работает по шаблону.

14.    Работать с учителем — одно удовольствие.

15.    Учитель уделяет мне мало внимания.

16.    Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.

17.    Учитель плохо чувствует мое настроение.

18.    Учитель всегда выслушивает мое мнение.

19.    У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет учитель.

20.    Я не стану делиться с учителем своими мыслями.

21.    Учитель наказывает меня за малейший проступок.

22.    Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны.

23.    Я хотел бы стать похожим на учителя.

24.    У нас с учителем чисто деловые отношения.

Обработка результатов

Каждый вопрос, совпадающий с «ключом», оценивается в 1 балл. Гностический компонент включает вопросы:

•       ответ «да» — 1, 4, 7, 10, 19, 22;

•       ответ «нет» — 13, 16. Эмоциональный компонент включает вопросы:

•       ответ «да» — 8, 11, 14, 23;

•       ответ «нет» — 2, 5, 17, 20. Поведенческий компонент включает вопросы:

•       ответ «да» — 3, 6, 12, 18;

•       ответ «нет» — 9, 15, 21, 24.

Гностический компонент выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика, эмоциональный — определяет степень симпатии ученика к учителю, а поведенческий — показывает, как складывается реальное взаимодействие учителя и ученика. При сравнении учителей разных классов целесообразно использовать суммарный показатель.