Психология общения и межличностных отношений - Детская дружба

Детская дружба.

Канадские психологи Б. Байджелоу и Д. Ла Гайпа (цит. по: Кон, 1987), изучая детей от 6 до 14 лет, выявили, что дружба с точки зрения нормативных ожиданий проходит три стадии развития:

1)    ситуативные отношения в связи с общей деятельностью, территориальной близостью, взаимной оценкой;

2)    договорный характер отношений — неукоснительное соблюдение правил дружбы и высокие требования к характеру друга;

3)    «внутренне-психологическая» стадия — первостепенное значение приобретают личностные черты: верность, искренность, способность к интимности.

Р. А. Смирнова (1981) составила сводку тех особенностей, которые психологи указывают в качестве основы дружеских привязанностей между детьми разного возраста (табл. 14.2).

Таблица 14.2. Особенности ребенка, обеспечивающие привязанность к нему ровесников

 

Возраст

Качества ребенка

Автор, год

3–7 лет

Эмоционально-волевые качества, уравновешенность

Я. Л. Коломинский, 1976 Н. И. Белкин, 1974

 

Интеллектуальные качества

Я. Л. Коломинский, 1976, В. Хартан, 1967

 

Внешняя привлекательность

Т. А. Репина, 1978

 

Приветливость, учет интересов товарища, намерений партнеров

Т. В. Антонова, 1975

 

Умение организовать игру, учиться, трудиться

В. Н. Лозоцева, 1977, Т. А. Репина, 1978 и др.

3–15 лет

Нравственные качества: чуткость, отзывчивость, справедливость и др.

Л. В. Артемова, 1970, В. Н. Лозоцева, 1977, Т. А. Репина, 1975 и др.

 

Дружелюбие

В. Хартан, 1967

5–15 лет

Внимание к сверстнику

М. Колдуэлл, 1970,

Ч. Уорт, В. Хартан, 1967

Из таблицы следует, что главными факторами являются личностные особенности детей, характеризующие стиль общения, и особенности поведения в совместной деятельности.

По данным С. П. Тищенко (1970), пятиклассники в абсолютном большинстве случаев хотели бы дружить с популярными учащимися; в восьмых классах этот фактор выбора друзей проявился только у 20% школьников. В настоящее время при дружбе ребят стал играть важную роль фактор национальной принадлежности. По данным Д. И. Фельдштейна (1993), 69% 6–7-летних детей, выбирая товарища, на первое место ставят этот фактор. У подростков этот процент еще выше — 84%.

У маленьких детей дружба носит неустойчивый, ситуативный характер. Она может прекратиться из-за пустяка, так как они не умеют мириться с частными недостатками своих друзей.

Р. и А. Селман (Selman, Selman, 1979) показали возрастные различия в представлениях детей о друге. Для ребенка 3–7 лет друг — это наличный партнер по игре. В возрасте 4–9 лет друг — это тот, кто что-то делает для ребенка. В возрасте 6–12 лет дети понимают дружбу как взаимовыгодную кооперацию. В 9–15 лет на первое место выходит потребность в сопереживании, в том, чтобы можно было поделиться с другом сокровенным. Подростки старше 12 лет понимают дружбу как автономную взаимозависимость: друзьям позволено устанавливать независимые отношения с третьими лицами.

Первая влюбленность не только не ослабляет потребность в друге, но часто усиливает ее из-за потребности делиться с ним своими переживаниями. Но как только появляется взаимная любовь с ее психологической и физической интимностью, она перестает обсуждаться с друзьями до тех пор, пока в любовных отношениях не возникнут какие-то трудности.

Особенности дружбы сельских ребят. Интересные сведения о специфике дружбы между сельскими ребятами приводит на основании собственного исследования И. С. Кон. У сельских юношей реже встречается «парная» дружба и чаще — экстенсивная, объединяющая свыше пяти друзей. У сельских школьников значительно больше развиты межклассные контакты, встречи друзей чаще происходят в общественных местах. Они реже ощущают дефицит дружеского общения. У них меньше выражен «мотив понимания» в качестве причины дружбы.

Желающие подробнее узнать о чувстве дружбы и сопутствующем ему поведении могут обратиться к книге И. С. Кона (1987).