Психология общения и межличностных отношений - Методика А . Л . Журавлева «Стиль руководства»

Методика А . Л . Журавлева «Стиль руководства»

Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства:

•       директивного (авторитарного);

•       коллегиального (демократического);

•       либерального.

Инструкция

Вам будет предложено 27 характеристик деятельности вашего руководителя и к каждой из них указано по 5 вариантов ее проявления. Выберите, пожалуйста, один или несколько из этих 5 вариантов, которые соответствуют его руководству, и отметьте их. Просим быть искренним.

Текст опросника

1.   Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:

а)   централизует руководство, требует, чтобы о всех деталях докладывали
именно ему;

б)   пассивен в выполнении управленческих функций;

в)   четко распределяет функции между собой, своими заместителями и под
чиненными;

г)   ожидает указаний сверху или даже требует их;

д)   централизует руководство только в трудных ситуациях.

2.   Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:

а)   переходит на более жесткие методы руководства;

б)   не меняет способы руководства;

в)   не обходится без помощи вышестоящих руководителей;

г)   начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;

д)   плохо справляется со своими обязанностями.

3.   Контакты руководителя с подчиненными:

а)   недостаточно общительный, с людьми разговаривает мало;

б)   регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в кол
лективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;

в)   умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными,
держится от них на расстоянии;

г)   старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудно
сти в общении;

д) общается в основном с активом коллектива.

4.   Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:

а)   исполнители работают хуже;

б)   коллектив не снижает продуктивности;

в)   исполнители постоянно работают не в полную силу;

г)   продуктивность работы повышается;

д)   коллектив работает с переменным успехом.

5.   Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:

а)   сам обращается за советом к подчиненным;

б)   не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;

в)   подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руко
водителю;

г)   руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно
требуют этого;

д)   если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об
этом своему руководителю.

6.   Контроль деятельности подчиненных:

а)   контролирует от случая к случаю;

б)   всегда очень строго контролирует работу отдельных исполнителей и кол
лектива в целом;

в)   контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит
исполнителей;

г)   контролируя, всегда выискивает недостатки в работе;

д)   нередко вмешивается в работу исполнителей.

7.   Соотношение решений производственных и социально-психологических
задач в процессе руководства коллективом:

а)   его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг
к другу;

б)   решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения
между людьми в коллективе;

в)   в работе не заинтересован, подходит к делу формально;

г)   больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллекти
ве, а не выполнению производственных заданий;

д)   когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.

8.   Характер приказов руководителя:

а)   приказывает так, что хочется выполнять;

б)   приказывать руководитель не умеет;

в)   просьба руководителя не отличается от приказа;

г)   приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;

д)   его приказы вызывают у руководимых недовольство.

9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:

а)  обычно не обижается, прислушивается к ней;

б)  выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;

в)   не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это;

г)   принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;

д)  не реагирует.

10.   Поведение руководителя при недостатке знаний:

а)  сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;

б)  если что-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью
к другим;

в)   не стремится пополнить свои знания;

г)   когда чего-то не знает, скрывает это и старается самостоятельно воспол
нить недостаток знаний;

д)  если не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это
своим подчиненным.

11.   Распределение ответственности между руководителем и подчиненными:

а)  складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хо
чет уменьшить свою ответственность;

б)  ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;

в)   всю ответственность возлагает только на себя;

г)   нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей,
старается свою ответственность переложить на них;

д)  бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пы
тается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.

12.   Отношение руководителя к своим заместителям или помощникам:

а)  старается, чтобы его заместители были квалифицированными специали
стами;

б)  добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;

в)   руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощ
ником);

г)   осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое
положение;

д)  не желает иметь рядом очень квалифицированного специалиста.

13.   Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие руководителя:

а)  исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют
некоторое облегчение;

б)  с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;

в)   отсутствие руководителя не замечается исполнителями;

г)   вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом
скучают;

д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.

14.   Преобладающие методы воздействия на подчиненных:

а)   для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать
своих подчиненных;

б)   всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда
не просит;

в)   часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;

г)   часто делает руководимым замечания и выговоры;

д)   его замечания всегда справедливы.

15.   Характер обращения руководителя с подчиненными:

а)   всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно;

б)   по отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым;

в)   в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;

г)   создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;

д)   характер обращения с подчиненными у него часто меняется.

16.   Участие членов коллектива в управлении:

а)   руководитель привлекает членов коллектива к управлению;

б)   нередко руководитель перекладывает свои функции на других;

в)   управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение
может меняться;

г)   бывает, что управленческие функции фактически принимают на себя
другие члены коллектива, а не руководитель;

д)   управленческие функции выполняет только руководитель.

17.   Поддержание руководителем трудовой дисциплины:

а)   стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;

б)   не может влиять на дисциплину;

в)   умеет поддержать дисциплину и порядок;

г)   дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководи
теля;

д)   недостаточно пресекает нарушения дисциплины.

18.   Характер общения руководителя с исполнителями:

а)   общается с подчиненными только по деловым вопросам;

б)   заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о лич
ном, о семье;

в)   часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;

г)   инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко за
говаривает сам;

д)   нередко руководителя трудно понять в общении с ним.

19.   Характер принятия решения по руководству коллективом:

а)  руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;

б)  редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от этого;

в)   старается решать вместе с подчиненными, единолично решает только
самые срочные и оперативные вопросы;

г)   решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается зара
нее предусмотреть их решение;

д)  берется за решение в основном мелких вопросов.

20.   Взаимоотношения между людьми в коллективе:

а)  в коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;

б)  старается, чтобы на работе у подчиненных было хорошее настроение;

в)   в коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко
уходят из коллектива и не жалеют об этом;

г)   люди относятся друг к другу чутко, по-дружески;

д)  в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится рабо
тать в напряжении.

21.   Предоставление самостоятельности подчиненным:

а)  способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;

б)  иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение
большинства;

в)   исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели са
мостоятельно;

г)   исполнители предоставлены сами себе;

д)  предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.

22.   Отношение руководителя к советам других:

а)  регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работни
ками;

б)  советуется с подчиненными только в сложной ситуации;

в)   обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями,
но не с рядовыми исполнителями;

г)   с удовольствием прислушивается к мнению коллег;

д)  советуется только с вышестоящими руководителями.

23.   Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:

а)  инициатива подчиненных руководителем не принимается;

б)  считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);

в)   руководитель поддерживает инициативу подчиненных;

г)   руководитель не может действовать сам, а ждет, когда его «подтолкнут»;

д)  инициативу не проявляют ни руководитель, ни подчиненные.

24.   Характер требовательности руководителя:

а)   его любимый лозунг: «Давай, давай!»;

б)   он требователен, но заодно и справедлив;

в)   о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчи
вым;

г)   пожалуй, он не очень требовательный человек;

д)   руководитель требователен к себе и к другим.

25.   Отношение руководителя к нововведениям:

а)   наверное, он консервативен, потому что боится нового;

б)   охотно поддерживает целесообразные нововведения;

в)   поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом
меняет характер общения с людьми;

г)   у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфе
ре (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);

д)   нововведения проходят мимо руководителя.

26.   Привлечение членов коллектива к выработке решений:

а)   в своей работе широко опирается на общественные организации;

б)   многие вопросы решаются коллективом на общем собрании;

в)   некоторые важные дела решаются фактически без участия руководите
ля, его функции выполняют другие;

г)   большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;

д)   руководитель способствует внедрению различных форм самоуправле
ния в коллективе.

27.   Отношение руководителя к самому себе:

а)   руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;

б)   никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполни
телями;

в)   считает себя незаменимым в коллективе;

г)   увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оцени
вают;

д)   руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.

Ключ

В соответствии с таблицей подсчитайте сумму баллов по каждому из стилей руководства:

•       Д — директивный;

•       К — коллегиальный;

•       П — попустительский.

Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.

№ п/п

Варианты ответов

 

а

б

в

г

д

1

Д = 3

П = 2

К = 3

П = 3

К = 2

2

Д = 3

К = 2

П = 1

К = 3

П = 3

3

П = 1

К = 2

П = 2

К = 1; П = 2

К = 2

4

Д = 1

К = 2

П = 2

П = 1

К = 2

5

К = 3

Д = 2

П = 2

П = 2; К = 1

К = 2

6

П = 3

Д = 3

К = 3

Д = 3

Д = 2

7

Д = 1

К = 1

П = 2

П = 1; К = 1

К = 1

8

К = 3

П = 3

Д = 2

П = 2

Д = 3

9

K = 2

П = 2

Д = 2

Д = 2; П = 2

П = 2

10

Д = 2

К = 2

П = 1

Д = 2; К = 2

К = 1; К = 2

11

П = 2

K = 2

Д = 2

Д = 1; П = 2

Д = 2; П = 1

12

К = 1

Д = 1

П = 1

Д = 2

Д = 3

13

Д = 2

К = 2

П = 2

K = 1

Д = 1; П = 2

14

П = 3

Д = 3

К = 3

Д = 2

К = 3

15

K = 2

Д = 2

П = 2

Д = 2

Д = 2; П = 2

16

К = 2

Д = 1; П = 1

Д = 1; П = 2

П = 3

-

17

Д = 2

П = 2

К = 2

Д = 2

П = 3

18

Д = 3

К = 3

П = 2; К = 1

П = 2; Д = 1

П = 1

19

Д = 3

П = 2

К = 3

П = 3

П = 3

20

Д = 1

K = 1

П = 1

K = 2

Д = 2

21

K = 2

Д = 2

Д = 2

П = 2

Д = 2

22

К = 2

Д = 1; К = 2

Д = 2; К = 1

К = 2

Д = 2

23

Д = 2

П = 2

К = 2

П = 2

П = 3

24

Д = 3

K = 3

Д = 2

П = 3

К = 2

25

П = 1

K = 1

Д = 2

К = 2

П = 2

26

K = 2

К = 3

П = 3

Д = 3

К = 3

27

П = 1

К = 2

Д = 1

К = 2

Д = 3

Д =         К =           П =

Peзyльтaт выpaжaeтcя тpeмя цифpaми, каждая из кoтopыx находится в пределах дo 10 баллов. Сначала oпpeдeлитe дoминирующий стиль pyкoвoдcтвa. Зa кoли-чeствeнный пoкaзaтeль доминирования того или иного типа пpинятa paзница в 3 и бoлee бaллoв.

Boзможныe cooтнoшeния трех кpaйниx типoв в стиле pyкoвoдcтвa таковы:

1)    Д–1–1: директивный стиль (нaпpимep, 10–2–4, 6–3–4, 9–5–4 и т. п.);

2)    1–К–1: коллегиальный стиль (нaпpимep, 4–9–4, 3–8–4, 5–10–4 и т. п.);

3)    1–1–П: попустительский cтиль (нaпpимep, 3–2–10, 4–3–9 и т. п.).

Если выpaжeнные два cтиля дoминиpyют нaд тpeтьим пpиблизитeльнo oди-нaкoво, это стиль pyкoвoдcтвa смешанный:

4)    Д–K–l: диpeктивнo-кoллeгиaльный (нaпpимep, 7–8–4, 6–7–3 и т. п.);

5)    1–К–П: кoллeгиaльнo-попустительский (нaпpимep, 4–7–9, 4–7–7, 3–6–7 и т. п.);

6)    Д–1–П: диpeктивнo-попустительский (нaпpимep, 8–1–6, 8–3–8, 7–2–9 и т. п.);

7)    Д–К–П: смешанный (например, 2–3–3; 3–3–3; 5–6–6; 10–8–8 и т. п.).

При этом результаты смешанного типа cooтвeтcтвyют paзным xapaктepиcти-кaм pyкoвoдcтвa:

•       oдинaкoвo низкaя выpaжeннocть cтилeй (2–3–3, 3–3–3 и т. п.) xapaктepнa для нeопытныx pyкoвoдитeлeй;

•       одинаково средняя выраженность cтилeй (5–6–6, 6–6–4 и т. п.) xapaктepи-зyeт oпepaтивно меняющегося pyкoвoдитeля;

•       одинаково выcoкaя выpaжeннocть cтилeй (10–8–8, 9–9–8 и т. п.) xapaктe-pизyeт пpoтивоpeчивый, нeпpeдcкaзyeмый тип.

Интepпpeтaция результатов

Любое сочетание cтилeй пpиeмлемo, если значение диpeктивного — в диапазоне от 5 дo 7 бaллoв (лучше 6–10–5 или 5–0–4, чeм 3–0–4 или 3–8–3).