Методика А . Л . Журавлева «Стиль руководства»
Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства:
• директивного (авторитарного);
• коллегиального (демократического);
• либерального.
Инструкция
Вам будет предложено 27 характеристик деятельности вашего руководителя и к каждой из них указано по 5 вариантов ее проявления. Выберите, пожалуйста, один или несколько из этих 5 вариантов, которые соответствуют его руководству, и отметьте их. Просим быть искренним.
Текст опросника
1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:
а) централизует руководство, требует, чтобы о всех деталях докладывали
именно ему;
б) пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и под
чиненными;
г) ожидает указаний сверху или даже требует их;
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:
а) переходит на более жесткие методы руководства;
б) не меняет способы руководства;
в) не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
г) начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;
д) плохо справляется со своими обязанностями.
3. Контакты руководителя с подчиненными:
а) недостаточно общительный, с людьми разговаривает мало;
б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в кол
лективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными,
держится от них на расстоянии;
г) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудно
сти в общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:
а) исполнители работают хуже;
б) коллектив не снижает продуктивности;
в) исполнители постоянно работают не в полную силу;
г) продуктивность работы повышается;
д) коллектив работает с переменным успехом.
5. Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:
а) сам обращается за советом к подчиненным;
б) не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;
в) подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руко
водителю;
г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно
требуют этого;
д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об
этом своему руководителю.
6. Контроль деятельности подчиненных:
а) контролирует от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу отдельных исполнителей и кол
лектива в целом;
в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит
исполнителей;
г) контролируя, всегда выискивает недостатки в работе;
д) нередко вмешивается в работу исполнителей.
7. Соотношение решений производственных и социально-психологических
задач в процессе руководства коллективом:
а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг
к другу;
б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения
между людьми в коллективе;
в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллекти
ве, а не выполнению производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.
8. Характер приказов руководителя:
а) приказывает так, что хочется выполнять;
б) приказывать руководитель не умеет;
в) просьба руководителя не отличается от приказа;
г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
д) его приказы вызывают у руководимых недовольство.
9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:
а) обычно не обижается, прислушивается к ней;
б) выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это;
г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;
д) не реагирует.
10. Поведение руководителя при недостатке знаний:
а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;
б) если что-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью
к другим;
в) не стремится пополнить свои знания;
г) когда чего-то не знает, скрывает это и старается самостоятельно воспол
нить недостаток знаний;
д) если не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это
своим подчиненным.
11. Распределение ответственности между руководителем и подчиненными:
а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хо
чет уменьшить свою ответственность;
б) ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;
в) всю ответственность возлагает только на себя;
г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей,
старается свою ответственность переложить на них;
д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пы
тается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.
12. Отношение руководителя к своим заместителям или помощникам:
а) старается, чтобы его заместители были квалифицированными специали
стами;
б) добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;
в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощ
ником);
г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое
положение;
д) не желает иметь рядом очень квалифицированного специалиста.
13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие руководителя:
а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют
некоторое облегчение;
б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;
в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;
г) вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом
скучают;
д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.
14. Преобладающие методы воздействия на подчиненных:
а) для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать
своих подчиненных;
б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда
не просит;
в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;
г) часто делает руководимым замечания и выговоры;
д) его замечания всегда справедливы.
15. Характер обращения руководителя с подчиненными:
а) всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно;
б) по отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым;
в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;
г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;
д) характер обращения с подчиненными у него часто меняется.
16. Участие членов коллектива в управлении:
а) руководитель привлекает членов коллектива к управлению;
б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других;
в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение
может меняться;
г) бывает, что управленческие функции фактически принимают на себя
другие члены коллектива, а не руководитель;
д) управленческие функции выполняет только руководитель.
17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:
а) стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;
б) не может влиять на дисциплину;
в) умеет поддержать дисциплину и порядок;
г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководи
теля;
д) недостаточно пресекает нарушения дисциплины.
18. Характер общения руководителя с исполнителями:
а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;
б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о лич
ном, о семье;
в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;
г) инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко за
говаривает сам;
д) нередко руководителя трудно понять в общении с ним.
19. Характер принятия решения по руководству коллективом:
а) руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;
б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от этого;
в) старается решать вместе с подчиненными, единолично решает только
самые срочные и оперативные вопросы;
г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается зара
нее предусмотреть их решение;
д) берется за решение в основном мелких вопросов.
20. Взаимоотношения между людьми в коллективе:
а) в коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;
б) старается, чтобы на работе у подчиненных было хорошее настроение;
в) в коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко
уходят из коллектива и не жалеют об этом;
г) люди относятся друг к другу чутко, по-дружески;
д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится рабо
тать в напряжении.
21. Предоставление самостоятельности подчиненным:
а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;
б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение
большинства;
в) исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели са
мостоятельно;
г) исполнители предоставлены сами себе;
д) предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.
22. Отношение руководителя к советам других:
а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работни
ками;
б) советуется с подчиненными только в сложной ситуации;
в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями,
но не с рядовыми исполнителями;
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;
д) советуется только с вышестоящими руководителями.
23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:
а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;
б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);
в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;
г) руководитель не может действовать сам, а ждет, когда его «подтолкнут»;
д) инициативу не проявляют ни руководитель, ни подчиненные.
24. Характер требовательности руководителя:
а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;
б) он требователен, но заодно и справедлив;
в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчи
вым;
г) пожалуй, он не очень требовательный человек;
д) руководитель требователен к себе и к другим.
25. Отношение руководителя к нововведениям:
а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;
б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом
меняет характер общения с людьми;
г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфе
ре (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);
д) нововведения проходят мимо руководителя.
26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:
а) в своей работе широко опирается на общественные организации;
б) многие вопросы решаются коллективом на общем собрании;
в) некоторые важные дела решаются фактически без участия руководите
ля, его функции выполняют другие;
г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;
д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправле
ния в коллективе.
27. Отношение руководителя к самому себе:
а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполни
телями;
в) считает себя незаменимым в коллективе;
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оцени
вают;
д) руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.
Ключ
В соответствии с таблицей подсчитайте сумму баллов по каждому из стилей руководства:
• Д — директивный;
• К — коллегиальный;
• П — попустительский.
Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.
№ п/п |
Варианты ответов |
||||
а |
б |
в |
г |
д |
|
1 |
Д = 3 |
П = 2 |
К = 3 |
П = 3 |
К = 2 |
2 |
Д = 3 |
К = 2 |
П = 1 |
К = 3 |
П = 3 |
3 |
П = 1 |
К = 2 |
П = 2 |
К = 1; П = 2 |
К = 2 |
4 |
Д = 1 |
К = 2 |
П = 2 |
П = 1 |
К = 2 |
5 |
К = 3 |
Д = 2 |
П = 2 |
П = 2; К = 1 |
К = 2 |
6 |
П = 3 |
Д = 3 |
К = 3 |
Д = 3 |
Д = 2 |
7 |
Д = 1 |
К = 1 |
П = 2 |
П = 1; К = 1 |
К = 1 |
8 |
К = 3 |
П = 3 |
Д = 2 |
П = 2 |
Д = 3 |
9 |
K = 2 |
П = 2 |
Д = 2 |
Д = 2; П = 2 |
П = 2 |
10 |
Д = 2 |
К = 2 |
П = 1 |
Д = 2; К = 2 |
К = 1; К = 2 |
11 |
П = 2 |
K = 2 |
Д = 2 |
Д = 1; П = 2 |
Д = 2; П = 1 |
12 |
К = 1 |
Д = 1 |
П = 1 |
Д = 2 |
Д = 3 |
13 |
Д = 2 |
К = 2 |
П = 2 |
K = 1 |
Д = 1; П = 2 |
14 |
П = 3 |
Д = 3 |
К = 3 |
Д = 2 |
К = 3 |
15 |
K = 2 |
Д = 2 |
П = 2 |
Д = 2 |
Д = 2; П = 2 |
16 |
К = 2 |
Д = 1; П = 1 |
Д = 1; П = 2 |
П = 3 |
- |
17 |
Д = 2 |
П = 2 |
К = 2 |
Д = 2 |
П = 3 |
18 |
Д = 3 |
К = 3 |
П = 2; К = 1 |
П = 2; Д = 1 |
П = 1 |
19 |
Д = 3 |
П = 2 |
К = 3 |
П = 3 |
П = 3 |
20 |
Д = 1 |
K = 1 |
П = 1 |
K = 2 |
Д = 2 |
21 |
K = 2 |
Д = 2 |
Д = 2 |
П = 2 |
Д = 2 |
22 |
К = 2 |
Д = 1; К = 2 |
Д = 2; К = 1 |
К = 2 |
Д = 2 |
23 |
Д = 2 |
П = 2 |
К = 2 |
П = 2 |
П = 3 |
24 |
Д = 3 |
K = 3 |
Д = 2 |
П = 3 |
К = 2 |
25 |
П = 1 |
K = 1 |
Д = 2 |
К = 2 |
П = 2 |
26 |
K = 2 |
К = 3 |
П = 3 |
Д = 3 |
К = 3 |
27 |
П = 1 |
К = 2 |
Д = 1 |
К = 2 |
Д = 3 |
Д = К = П = |
Peзyльтaт выpaжaeтcя тpeмя цифpaми, каждая из кoтopыx находится в пределах дo 10 баллов. Сначала oпpeдeлитe дoминирующий стиль pyкoвoдcтвa. Зa кoли-чeствeнный пoкaзaтeль доминирования того или иного типа пpинятa paзница в 3 и бoлee бaллoв.
Boзможныe cooтнoшeния трех кpaйниx типoв в стиле pyкoвoдcтвa таковы:
1) Д–1–1: директивный стиль (нaпpимep, 10–2–4, 6–3–4, 9–5–4 и т. п.);
2) 1–К–1: коллегиальный стиль (нaпpимep, 4–9–4, 3–8–4, 5–10–4 и т. п.);
3) 1–1–П: попустительский cтиль (нaпpимep, 3–2–10, 4–3–9 и т. п.).
Если выpaжeнные два cтиля дoминиpyют нaд тpeтьим пpиблизитeльнo oди-нaкoво, это стиль pyкoвoдcтвa смешанный:
4) Д–K–l: диpeктивнo-кoллeгиaльный (нaпpимep, 7–8–4, 6–7–3 и т. п.);
5) 1–К–П: кoллeгиaльнo-попустительский (нaпpимep, 4–7–9, 4–7–7, 3–6–7 и т. п.);
6) Д–1–П: диpeктивнo-попустительский (нaпpимep, 8–1–6, 8–3–8, 7–2–9 и т. п.);
7) Д–К–П: смешанный (например, 2–3–3; 3–3–3; 5–6–6; 10–8–8 и т. п.).
При этом результаты смешанного типа cooтвeтcтвyют paзным xapaктepиcти-кaм pyкoвoдcтвa:
• oдинaкoвo низкaя выpaжeннocть cтилeй (2–3–3, 3–3–3 и т. п.) xapaктepнa для нeопытныx pyкoвoдитeлeй;
• одинаково средняя выраженность cтилeй (5–6–6, 6–6–4 и т. п.) xapaктepи-зyeт oпepaтивно меняющегося pyкoвoдитeля;
• одинаково выcoкaя выpaжeннocть cтилeй (10–8–8, 9–9–8 и т. п.) xapaктe-pизyeт пpoтивоpeчивый, нeпpeдcкaзyeмый тип.
Интepпpeтaция результатов
Любое сочетание cтилeй пpиeмлемo, если значение диpeктивного — в диапазоне от 5 дo 7 бaллoв (лучше 6–10–5 или 5–0–4, чeм 3–0–4 или 3–8–3).