Психология общения и межличностных отношений - Оглавление

Оглавление

Предисловие .................................................................................................................................  12

Введение. Краткая история изучения психологами проблемы общения   . . . 14

Раздел I. Психология общения

Глава 1. Характеристика общения .....................................................................................  18

1.1.  Понятие «общение» ........................................................................................................  18

1.2.  С кем мы общаемся, или В каком случае следует говорить

об общении?  ...................................................................................................................  24

1.3.  Потребность в общении  ...............................................................................................  29

1.4.  Общение как ценность  .................................................................................................  33

1.5.  Функции и цели общения .............................................................................................  34

1.6.  Виды общения  ................................................................................................................  35

1.7.  Способы общения ..........................................................................................................  42

1.8.  Выбор партнера по общению  ....................................................................................  43

Глава 2. Средства общения .....................................................................................................  46

2.1.  Речь, или вербальные средства общения ................................................................  46

2.2.  Невербальные средства общения ..............................................................................  49

Жесты ................................................................................................................................  51

Мимика ..............................................................................................................................  55

Поза  ...................................................................................................................................  59

Походка .............................................................................................................................  59

Другие невербальные средства общения ................................................................  60

Глава 3. Факторы, обусловливающие эффективность общения  ............................  61

3.1.  Внешние факторы общения   .......................................................................................  62

3.2.  Умение слушать, что говорят другие .......................................................................  63

3.3.  Манеры (стили) общения   ...........................................................................................  68

Глава 4. Свойства личности, влияющие на эффективность общения   .................  70

4.1.  Экстравертированность — интровертированность   ...........................................  70

4.2.  Эмпатийность ..................................................................................................................  73

4.3.  Властность .......................................................................................................................  75

4.4.  Конфликтность и агрессивность ................................................................................  76

 

4.5.  Толерантность   ..............................................................................................................  78

4.6.  Застенчивость .................................................................................................................  79

4.7.  Робость (социальная трусость) ..................................................................................  83

4.8.  Ригидность — мобильность .........................................................................................  84

4.9.  Психологический портрет субъекта затрудненного общения ..........................  85

Глава 5. Формы воздействия (влияния) на партнеров общения   ............................  87

5.1. Неимперативные прямые формы воздействия .......................................................  88

Просьба .............................................................................................................................  88

Предложение (совет) .....................................................................................................  89

Убеждение как форма воздействия на принятие субъектом

решения   ...........................................................................................................................  90

Похвала .............................................................................................................................  98

Поддержка и утешение .................................................................................................  98

5.2.  Внешнее внушение .........................................................................................................  99

5.3.  Императивные прямые формы воздействий  ........................................................  103

Приказ, требование, запрет .......................................................................................  103

Принуждение .................................................................................................................  105

5.4.  Дисциплинарные меры воздействия .......................................................................  105

5.5.  Угрозы (запугивание) ..................................................................................................  105

5.6.  Самовосхваление и самоназидательность ...........................................................  106

5.7.  Критика ...........................................................................................................................  107

5.8.  Слухи и сплетни  ..........................................................................................................  108

5.9.  Способы защиты от воздействий  ............................................................................  110

Глава 6. Манипуляция ...........................................................................................................  114

6.1.  Характеристика манипулятивного общения  .......................................................  114

6.2.  Демонстрация слабости, беспомощности   ...........................................................  117

6.3.  Заискивание, лесть, подхалимаж   ..........................................................................  118

6.4.  Обман, ложь, вранье ....................................................................................................  119

6.5.  Распознавание лжи ......................................................................................................  125

6.6.  Манипулятивный (макиавеллический) тип личности .......................................  126

Глава 7. Личностные факторы, обусловливающие эффективность

воздействий   ..........................................................................................................  131

7.1.  Коммуникативная культура ......................................................................................  131

7.2.  Авторитет источника информации   .......................................................................  133

7.3.  Конформность реципиента ........................................................................................  138

7.4.  Внушаемость и негативизм реципиента ................................................................  142

7.5.  Доверие — недоверие к источнику информации   ..............................................  144

Глава 8. Коммуникативные эмоциональные состояния .........................................  145

8.1.  Веселье   ..........................................................................................................................  145

8.2.  Смятение   .......................................................................................................................  145

8.3.  Смущение .......................................................................................................................  146

8.4.  Стыд .................................................................................................................................  150

 

8.5.  Вина .................................................................................................................................  156

8.6.  Презрение .......................................................................................................................  162

8.7.  Обида ...............................................................................................................................  163

8.8.  Гнев ..................................................................................................................................  163

8.9.  Печаль .............................................................................................................................  166

 

8.10.  Горе ..................................................................................................................................  167

8.11.  Страх  ...............................................................................................................................  169

Глава 9. Возрастные особенности общения  ..................................................................  170

9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития ....................  170

Особенности общения детей раннего возраста ...................................................  170

Особенности общения дошкольников  ...................................................................  170

Особенности общения младших школьников ......................................................  172

Особенности общения в подростковом возрасте ................................................  173

Особенности общения в юношеском возрасте   ...................................................  175

Особенности общения в пожилом возрасте ..........................................................  175

9.2. Возрастные особенности коммуникативных свойств личности ....................  176

Глава 10. Особенности общения, связанные с полом   ..............................................  179

10.1.  Значимость общения для мужчин и женщин ........................................................  179

10.2.  Половые особенности социальной перцепции   ..................................................  180

10.3.  Половые особенности выбора партнера по общению детьми   ......................  181

10.4.  Круг общения у женщин и мужчин ..........................................................................  182

10.5.  Теснота общения и пол ...............................................................................................  183

10.6.  Половые различия в использовании вербальных

средств общения ...........................................................................................................  185

10.7. Половые различия в использовании невербальных

средств общения ...........................................................................................................  187

10.8.  Мужской и женский стили общения ........................................................................  190

10.9.  Особенности общения через Интернет ...................................................................  191

Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

Глава 11. Потребность людей во взаимоотношениях ................................................  194

11.1.  Межличностные отношения и их классификация ..............................................  194

11.2.  Аффилиация ...................................................................................................................  195

11.3.  Остракизм  ......................................................................................................................  199

11.4.  Одиночество ..................................................................................................................  200

Глава 12. Установление взаимопонимания между общающимися .....................  205

12.1.  Сущность взаимопонимания и этапы его установления ..................................  205

12.2.  Восприятие партнера по общению и возникновение

первого впечатления о нем ........................................................................................  206

12.3.  Самопрезентация   .......................................................................................................  215

12.4.  Изучение и понимание партнера по общению ....................................................  219

12.5.  Обеспечение понимания себя другим .....................................................................  220

 

12.6. Сближение позиций и поддержание взаимопонимания ....................................  221

Глава 13. Психология конфликтов ...................................................................................  224

13.1.  Конфликтные ситуации и конфликты  ....................................................................  224

13.2.  Фазы развития конфликта   ........................................................................................  225

13.3.  Исходы конфликтных ситуаций ...............................................................................  225

13.4.  Агрессивное поведение как проявление конфронтации  ...................................  228

Глава 14. Межличностные отношения ............................................................................  231

14.1.  Отношения знакомства ...............................................................................................  231

14.2.  Приятельские отношения. Симпатия и антипатия ..............................................  232

14.3.  Привязанность и дружба ............................................................................................  235

14.4.  Любовь   ..........................................................................................................................  243

Виды любви по отношению к ее объекту ..............................................................  246

Страстная любовь (влюбленность) .........................................................................  249

Любовь-дружба ............................................................................................................  252

Псевдолюбовь   .............................................................................................................  253

14.5.  Вражда ............................................................................................................................  254

14.6.  Зависть  ...........................................................................................................................  257

14.7.  Ревность ..........................................................................................................................  261

14.8.  Признательность (чувство благодарности)   ........................................................  267

14.9.  Уважение  .......................................................................................................................  268

 

14.10.  Альтруизм (заботливость) .........................................................................................  268

14.11.  Эгоизм ..............................................................................................................................  269

Раздел III. Практические аспекты общения

Глава 15. Публичное выступление ....................................................................................  272

15.1.  Принципы информирования  .....................................................................................  272

15.2.  Методы информирования ..........................................................................................  273

15.3.  Оценка аудитории ........................................................................................................  274

15.4.  Учет обстановки выступления .................................................................................  274

15.5.  Вербальная и визуальная адаптация .....................................................................  275

15.6.  Как сделать свою речь убедительной   ..................................................................  280

15.7.  Преодоление оратором нервозности ......................................................................  281

Глава 16. Деловое общение ..................................................................................................  283

16.1. Деловая беседа (переговоры, прием посетителей) .............................................  283

Переговоры ....................................................................................................................  284

Прием посетителей   ....................................................................................................  289

16.2.  Деловые споры ..............................................................................................................  291

16.3.  Деловое общение по телефону .................................................................................  293

16.4.  Производственные конфликты .................................................................................  295

16.5.  Проведение деловых собраний и совещаний .......................................................  297

16.6.  Стили руководства ......................................................................................................  299

Классификации стилей руководства ......................................................................  300

Стиль руководства и личностные особенности   ................................................  307

Эффективность различных стилей руководства   ...............................................  308

Отношение подчиненных к различным стилям руководства  .........................  310

Типы подчинения .........................................................................................................  311

16.7. Общительность руководителя и эффективность деятельности

коллектива .....................................................................................................................  311

Глава 17. Педагогическое общение  .................................................................................  313

17.1.  Характеристики педагогического общения   ........................................................  313

17.2.  Умения учителя, влияющие на эффективность общения ..................................  314

17.3.  Педагогический такт ...................................................................................................  316

17.4.  Культура речи учителя ..............................................................................................  317

17.5.  Личностные особенности учителя, затрудняющие общение

с учащимися ..................................................................................................................  319

17.6.  Виды воздействий учителя на учащихся ..............................................................  323

17.7.  Психологическая характеристика различных форм воздействия

учителя на учащихся ..................................................................................................  324

Проявление внимания к учащемуся ........................................................................  324

Просьба и требования учителя  ...............................................................................  325

Убеждение и внушение   .............................................................................................  326

Принуждение .................................................................................................................  328

Оценка действий и поступков учащихся ...............................................................  329

Поощрение и наказание .............................................................................................  332

Отметка и ее психологическое воздействие .........................................................  335

Использование юмора, шутки ..................................................................................  337

17.8.  Стили педагогического общения   ...........................................................................  340

17.9.  Взаимоотношения учителей с учащимися   ..........................................................  348

 

17.10.  Общение учителей с родителями учащихся .........................................................  349

17.11.  Поведение учителя в конфликтных ситуациях ....................................................  351

Причины и условия возникновения конфликтов учителя

с учащимися  ..................................................................................................................  351

Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации ..................  354

Управление учителем конфликтом между учащимися .....................................  355

Глава 18. Общение и межличностные отношения между медицинскими

работниками и больными  ...............................................................................  358

18.1. Создание положительных взаимоотношений между врачом

и больным   .....................................................................................................................  358

18.2.  Взаимоотношения медицинской сестры и больного ..........................................  361

18.3.  Влияние профессиональной деформации медицинского

персонала на общение с больными и с коллегами .............................................  362

18.4.  Особенности эмоциональной сферы медицинских работников, влияющие на общение               363

18.5.  Ятрогении как результат неправильного общения

и взаимодействия медицинских работников с людьми .....................................  364

Глава 19. Межличностные отношения и общение в семье ......................................  366

19.1.  Выбор партнера по браку ..........................................................................................  366

19.2.  Коммуникативные потребности и цели, реализуемые в браке .......................  369

19.3.  Совместимость супругов  ...........................................................................................  370

19.4.  Отношения между супругами: кто в семье главный ...........................................  372

19.5.  Типы жен и особенности их общения .....................................................................  375

19.6.  Привязанность детей к родителям ...........................................................................  376

Типы привязанностей ...................................................................................................  379

19.7.  Стили общения и взаимодействия с детьми отцов и матерей ..........................  381

19.8.  Воспитание детей родителями в процессе семейного общения  .....................  384

19.9.  Отношение детей к матери и отцу  ..........................................................................  393

 

19.10.  Удовлетворенность супругов браком  ...................................................................  394

19.11.  Кризисы в семейных отношениях   ..........................................................................  398

19.12.  Общение и взаимоотношения пожилых родителей

с родственниками .........................................................................................................  400

Приложения  ..............................................................................................................................  402

Методика «Потребность в общении»  ............................................................................  402

Методика «Мотивация аффилиации» ............................................................................  403

Диагностика состояний и намерений людей по позе и жестам

в процессе общения .....................................................................................................  407

Методика «Поведенческие признаки коммуникативной

толерантности»  ...........................................................................................................  416

Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных

контактов ........................................................................................................................  418

Тест оценки коммуникативных умений собеседника ................................................  420

Методика «Склонность к одиночеству»   ......................................................................  421

Тест-опросник Г. Айзенка для диaгнocтики экстраверсии—

интроверсии и нейротизма (EPQ, форма А)  .........................................................  422

Oпросник Г. Aйзенка (пoдpocткoвый) для выявления выраженности

экстраверсии—интроверсии и нейротизма ..........................................................  425

Опросник для определения уровня общительности В. Ф. Ряховского . . . . 427

Методика «Конфликтная личность» ...............................................................................  429

Оценка способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас)  ....................................  431

Методика А. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному

поведению» ....................................................................................................................  434

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» .......................................  436

Методика Г. Айзенка «Диагностика ригидности» ......................................................  441

Опросник для выявления выраженности макиавеллизма

(склонности к манипулированию другими людьми) .........................................  442

Методика «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious

Affect (TOSCA) Дж. П. Тангней (1989)) ..................................................................  443

«Опросник вины» (Guilt Inventory) ...................................................................................  449

Тест «Ревнивы ли вы?»   ......................................................................................................  451

Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова .....................................  453

Методика «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко ............................................  455

Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже,

Р. Ф. Сучек)  ...................................................................................................................  458

Методика изучения застенчивости  ................................................................................  463

Стенфордский опросник застенчивости  .......................................................................  467

Методика «Робость, стеснительность» ..........................................................................  474

Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»   .................................  475

Тест «Умеете ли вы слушать?» (1) ...................................................................................  477

Тест «Умеете ли вы слушать?» (2) ...................................................................................  478

Анкета «Учитель — ученик» .............................................................................................  479

Тест «Трансактный анализ общения» ............................................................................  480

Методика «Самооценка стиля управления»  ...............................................................  483

Методика А. Л. Журавлева «Стиль руководства» ......................................................  485

Тест «Стиль управления» ...................................................................................................  492

Методика Е. П. Ильина «Склонность к определенному стилю

руководства» .................................................................................................................  497

Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым

характеристикам ..........................................................................................................  500

Методика «Дипломатичный и авторитарный стили поведения

на деловом совещании»  ............................................................................................  501

Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер) .................................  504

Шкала оценки психологического климата в коллективе  .........................................  505

Тест «Восприятие индивидом группы» ..........................................................................  507

Тест «Любят ли вас люди?»  ..............................................................................................  511

Программа изучения профессионально-педагогической

общительности .............................................................................................................  512

Тестовая карта оценки стиля коммуникативной деятельности учителя . . . . 514

Опросник «Взаимоотношения со своими детьми»  .....................................................  515

Тест «Хороший ли отец ваш супруг?»  ...........................................................................  515

Тест «РАRI» — «Родительско-детские отношения» ...................................................  517

Тест «Родители глазами ребенка» ...................................................................................  526

Тест «Подростки о родителях» .........................................................................................  531

Список литературы   ...............................................................................................................  540