Модели социальной политики за рубежом - Качество жизни образования и социального обслуживания

Качество жизни — совокупность показателей, отражающих не столько уровень потребления товаров и услуг, сколь­ко социальные результаты экономического развития государства — рождаемость и смертность, среднюю ожидаемую продолжительность жизни, уровень заболеваемости населения, ус­ловия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, степень социальной защищенности населения, его дифференциацию по уровню доходов. Кроме названных показателей качество жизни характеризуется уровнем занятости населения и качеством трудовой жизни, количеством свободного времени граждан и возможностью проведения досуга и отдыха, уровнем преступности в обществе, состоянием экологической обстановки. При сопоставлении качества жизни населения разных стран используется разработанный специалистами ООН и введенный в практику с 1991 г. интегральный показатель — индекс человеческого развития, включающий в себя ожидаемую среднюю продолжительность жизни, уровень образования (число лет обучения в возрасте 25 лет и старше и среднедушевой валовой внутренний продукт в долларах США исчисленный не по биржевому курсу, а по покупательной способности валюты соответствующей страны.

Качество образования — одна из основных характеристик образования, показывающая степень усвоения знаний, умений и навыков. Требования к качеству образования обусловлены потребностями производства, общественных отношений, науки техники и культуры. Наличие качественного образования - необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Основной способ его получения — обучение в учебных заведениях и самообразование. Качество образования оценивается пол нотой полученных знаний, навыков и умений, соответствующих современным требованиям науки, экономики, социальной сферы, техники, характеризуется подготовленностью человека к определенному виду деятельности, профессии. Оно — на обходимое условие формирования личности, предпосылка ее включения в систему общественного и производственно-технического разделения труда. Его повышению способствует большая гибкость системы образования, многообразие методов обучения и воспитания с учетом региональных и национальный черт образа жизни па селения, их индивидуальных особенностей, применение различных вариантов современных программ и учебных пособий, возможность обновления и пополнения знаний и навыков человека на протяжении всей жизни. Одна из задач социального государства — обеспечение реальности по лучения всеми гражданами России качественного образования, обновления знаний с целью их эффективного применения в научной и практической деятельности.

Качество социального обслуживания населения — степень реализации конституционных прав граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, по удовлетворению их основных жизненных потребностей. Возможность реализации этих прав зависит от:

•   соответствия фактического уровня социального обслу­живания, установленного законодательными и иными норма­тивными правовыми актами, государственным стандартам С. о. населения: а) по перечню предоставляемых услуг: меди­цинских, бытовых, культурно-просветительских и т. д.; б) по объему услуг (количеству доставляемых продуктов питания, медикаментов, дров и угля для отопления помещения и др.); в) регулярности их предоставления; г) соблюдению правил оказания услуг (санитарно-гигиенических, культуры обслу­живания и др.);

•   соответствия перечня и уровня предоставляемых услуг (стандартов социального обслуживания) требованиям нормаль­ной жизнедеятельности нуждающихся, отвечающих достиг­нутому уровню потребления в обществе.

Для практического обеспечения качественного социаль­ного обслуживания в России как социальном государстве раз­вивается система социальных служб.

Коэффициент Джинни (индекс Джинни) — макроэко­номический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фак­тического распределения доходов от абсолютно равного рас­пределения их между жителями страны. Другой показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов, — это соотношение доходов 10 (20)% наиболее богатых и наи­более бедных. Коэффициент Джинни в России в последние годы колеблется в пределах 0,55-0,00, а отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к 10% наименее обеспеченных людей — от 1:5 до 1:15. Перераспределение доходов богатых в пользу бедных, снижающее степень поляризации доходов населения, ставится в числе задач государственной социальной политики. Многие европейские социальные государства следят, чтобы отмеченные соотношения доходов не превы­шали 1:5:7. В Швеции это соотношение составляет 1:4.