Модели социальной политики за рубежом - Показатели социального развития стран с разным состоянием экономики

В странах с переходной экономикой показатели социального развития резко идут "вниз". Это объясняется как проявлением накопленных недостатков в социальной сфере, которые не были приняты своевременно в расчет, так и разрушением старой системы социальной защиты населения без предоставления адекватной замены. Наиболее остро стоят проблемы обеспечения минимальных доходов, организаций рынка труда, охраны здоровья, экономической защиты населения. Складывается критическая ситуация в сфере дохода, в условиях усиливающегося социального расслоения, происходит ротация в группах со средним доходом за счет "вымывания" наиболее образованной и квалифицированной части населения. Слой бедных не исчезает даже в развитых странах, где он колеблется от 3 до 8%. Однако в странах с переходной экономикой в эту группу включаются многочисленные слои людей ("новые бедные"), желающих трудиться, не имеющих такой возможности. В эту группу попадают научные сотрудники, бывшие военнослужащие, которые ранее принадлежали к высокодоходным группам общества. Падение доходов сопровождается деградацией потребительных стандартов основной массы населения, поэтому социальная защита может осуществляться только на уровне денежной компенсационных механизмов. Рост числа бедных и длительное пребывание в этом состоянии ведут к осложнению соци­ально-политической обстановки в обществе.

В устойчивых обществах обычно прослеживается четкая взаимосвязь между образовательными, профессиональными характеристиками населения и уровнем их доходов, существуют определенные представления о престиже. В странах с переходной экономикой возникает новое распределение населения по уровню дохода и престижу, которое не всегда согласуется с существующими представлениями и не имеет объективного объяснения в рамках господствующих моральных норм. Положение в обществе части населения, которая не смогла воспринять новую (часто чуждую) систему ценностей, стремительно снижается. В условиях структурной перестройки возникают целые регионы, где резко ухудшилось положение населения. Очень часто в доперестроечный период именно эти регионы и данные группы населения были наиболее престижными. Такая резкая ломка стереотипов часто имеет печальные последствия и требует срочного вмешательства государства.

Роль государства будет сокращаться в одних областях и более заметна и значительна в других. Переход к рыночному хозяйственному механизму требует усилий по адаптации административных структур социальной сферы к рыночным отношениям, создания необходимых институтов, призванных обеспечить функционирование социальной сферы в режиме Рыночного хозяйственного механизма.

Страны с переходной экономикой проводят радикальные экономические, социальные и политические преобразования, Учитывая опыт и достижения передовых стран мира. Глобаль­ные проблемы социальной политики можно сформулировать следующим образом: экологическая ориентация социальной политики и социальная ориентация экономики — некоторые Факторы национальной и международной безопасности, переход стран на модель устойчивого развития, обеспечиваю­щего равенство интересов настоящего и будущих поколений социально-экономическом и экологическом аспекте. Концепция устойчивого развития предполагает нацеленность деятельности как самого индивида, так и всех социальных институтов, прежде всего государства, на такие изменения в обществе, которые можно рассматривать как развитие. В период резких изменений в политической и экономической структуре общества возрастает роль личностного фактора в предотвращении таких изменений в положении индивиде которые можно констатировать как деградацию.

Система социальной защиты в странах с переходной экономикой сталкивается с рядом трудностей. Важным различием между этими странами и индустриальными странами является то, что в последних бедность — весьма распространенное явление. Другим препятствием является инертность старой системы социальной защиты, ограниченность ресурсов и недостатки административной системы в развивающихся странах. Эти отличия вызывают необходимость рассматривать при разработке программ социальной защиты в развивающихся странах другие аспекты. Особое внимание должно уделяться созданию специальной системы социальной поддержки, позволяющей обеспечить нуждающихся самым необходимым. В связи с этим распределению пособий должно придаваться большое значение. Возникновение административных трудностей как при определении размера пособия, так и при определении их получателей предполагает, что существующие общественные объединения должны быть включены в организацию программ социальной защиты.

Экономика и общество создают и поддерживают свободные и самофинансирующиеся ассоциации, которые удовлетворяют нужды граждан и приемлемы для государства. Общественные группы участвуют в принятии политических решений и одновременно им приходится участвовать в согласовании интересов самых разнообразных партнеров в социальной сфере. Государство порой реализует регулирующие функции не посредством законов и распоряжений, а через активную деятельность самих общественных групп. Эффективна система ассоциаций представляет интерес для всего общества, так как они выполняют упорядочивающую функцию в области социальных отношений и способны в какой-то мере защитить гражданина от необузданной рыночной стихии, а также от злоупотреблений государства. Самоуправляющиеся ассоциации проводят в жизнь принцип социальной справедливости, оказывают помощь нуждающимся.

Ориентиром для социально-экономической политики является система измерителей, или индикаторов: нижние, пороговые значения, переход на которые ведет к социальной напряженности, а в последующем — к угрозе экономической и общественной безопасности, и верхние, в том числе минимальные с поэтапным выходом на рациональные социальные стандарты уровня и качества жизни граждан. Социальные нормы и нормативы потребления материальных благ и платных услуг на рациональном уровне в стране разработаны более 10 лет назад.