Основы реабилитации инвалидов - 1.3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

1.3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Создание условий для лиц с ограниченными вследствие физических причин возможностями полноценной жизни должно быть сориентировано на формирование адекватной среды жизнедеятельности, дополнительно к гарантии для реализации каждым из них всей полноты основных прав, свобод и обязанностей и прежде всего конституционных. Утрата трудоспособности, как основание социальной помощи, нашла свое воплощение в развитии системы пособий по временной нетрудоспособности и пенсий и пособий по инвалидности. Полная или частичная утрата трудоспособности компенсируется выплатой пенсий по инвалидности, частично утратившим трудоспособность гарантируется и трудоустройство. Принято считать, что к числу лиц, полностью утративших трудоспособность, относятся инвалиды 1, 2-й групп. Социальная помощь этому контингенту состоит в более высоких нормах пенсионного обеспечения по сравнению с инвалидами 3-й группы, относимыми к лицам с частичной утратой трудоспособности. В то же время для инвалидов 3-й группы реальность трудоустройства вовсе не гарантирована, поскольку вместо рабочих мест для них существует лишь обширное законодательство, подтверждающее это правомочие. Отсутствие работы, невозможность реального трудоустройства, т. е. фактически частичная безработица, этим лицам материально не компенсируется. Сложность организации системы социальной помощи лицам с полной и частичной утратой трудоспособности усугубляется еще и тем, что отсутствует четкость в мерах социальной помощи в связи с болезнью, которой обусловливается утрата трудоспособности. Смещение в сознании людей, да и в законодательстве этих характеристик привело к полной неадекватности системы социальной помощи состоянию трудоспособности, обусловило ее неэффективность и вызвало острую неудовлетворенность ею как самих инвалидов, так и общественного мнения в стране. Правовой основой для развития законодательства в области медицинской реабилитации является Конституция РФ, закрепляющая права граждан на охрану здоровья. Общей гарантией права на охрану здоровья является обеспечение всех граждан бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения, развитие и совершенствование техники безопасности и производственной санитарии; проведение широких профилактических мероприятий; меры по оздоровлению окружающей среды; забота о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертывание научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости.

Реабилитация больных и инвалидов реализуется в круге общественных отношений, охватывающих различные сферы социально-экономических прав личности, урегулированных различными отраслями права.

Задача гуманизации и демократизации жизни общества, создания условий для достойного существования каждого его члена связано с проблемой социальной защищенности личности, что может быть обеспечено путем формирования системы правовых гарантий, базирующихся на реальностях общественной жизни и ориентированных на цели общественного развития. Объективно существуют лишь два способа содействия личности в решении ее проблем: предоставление в натуре услуг и предметов, позволяющих преодолеть обстоятельства, затрудняющие жизнедеятельность, либо денежных выплат, располагая которыми инвалид может получить эти предметы и услуги самостоятельно. Российское законодательство идет по пути сочетания этих двух форм.

Правовое регулирование реабилитации характеризуется отчетливо проявляющейся фрагментарностью и бессистемностью, а потому не обеспечивает необходимой эффективности средств, затрачиваемых из общественных фондов потребления на эти цели.

Актуальные задачи в сфере реабилитации больных и инвалидов состоят в четком, исходя из фактических потребностей лиц с нарушением здоровья и трудоспособности, оформлении элементов формирующейся системы реабилитации, упорядочении взаимосвязей между ними и в создании механизма, включая правовое регулирование, обеспечивающее эффективность этой системы. Принципиальным недостатком правотворческой работы является отсутствие попытки связать все вопросы в единое решение, подчиненное единой цели, позволяющее сосредоточить все материальные ресурсы и повысить эффективность

не только каждой меры социальной помощи, а всей системы в целом.

Отношение к инвалиду как к личности может быть обеспечено в рамках системы социальной помощи, когда удастся отразить в ней высшие нравственные принципы человечности — создать условия для удовлетворения первичных потребностей (в пище, одежде и др.) для всех граждан, включая и инвалидов. При этом для обеспечения равенства с другими гражданами для инвалидов должна учитываться специфика их потребностей. Социально-экономическое и нравственное наследие современного общества отягощено приоритетностью материальных потребностей, что явилось почвой для формирования и углубления склонностей к социальному иждивенчеству, отмечаемому в сфере распределения по труду и еще в более значительных масштабах — в сфере социального обеспечения.

В настоящее время в общественном мнении сложилось единство в оценке глубины и масштабности проблемы инвалидов. Вместе с тем резко не совпадают представления о путях их разрешения. Гиперболизируется значение благотворительности и игнорируется мнение специалистов по этому вопросу. Вынужденное в государственном масштабе обращение в сфере помощи инвалидам к милосердию и благотворительности не должно подменить суть социальной политики в отношении к ним. Длительный период насильственного утверждения единых правил и норм социального поведения отразился на массовом сознании: нормой стало ожидание помощи от государства, люди зачастую перестали прилагать для решения своих проблем необходимые усилия. Практика, включая функционеров всех уровней, оказалась не готовой к решению вопросов в социальной политике в условиях отсутствия жесткой централизованной системы отношений. В центре социальной политики должен находиться человек, который выступает одновременно как ее цель, предмет и субъект, так как лишь человек выработал в себе умение действовать целенаправленно. Через человека и с помощью человека государственные органы, учреждения и общественные организации должны реализовывать цели и задачи социальной политики. Изменение социальной структуры, характеризующееся соотношением классов, слоев, групп и иных структур, а также системой связи и зависимости между ними, должны быть направлены на такие цели:

•  углубление социальной справедливости;

•  выравнивание общественной дифференциации в сфере уровня жизни разных классов и слоев;

•  социальный прогресс;

•  социальную безопасность.