Основы реабилитации инвалидов - Адаптация

Адаптация

— это активный процесс, в ходе которого личность вырабатывает как приспособительные формы поведения в сфере образования и общения, так и формы активного участия в общественной жизни. Процесс адаптации личности происходит всегда, когда человек вступает в длительное, устойчивое взаимодействие с новой социальной средой. Адаптация к профобразованию включает профессиональную социально-психологическую адаптацию. В профессиональной адаптации на первый план выступает удовлетворенность той профессией, которой они обучаются. Это обусловлено тем, что желание получить профессию и работать именно в этой профессии у инвалидов, особенно в начале пребывания на инвалидности, неустойчиво,

оно может исчезнуть при неблагоприятном воздействии извне. В профессиональной адаптации инвалидов субъективный фактор приобретает особо важную роль.

Другой компонент адаптации — социально-психологическая адаптация, т. е. приспособление к системе управления, методам организации и руководства профобразованием, включенность в социально-психологические связи внутри коллектива, активность в решении общественных вопросов.

Выделяются три уровня адаптации к профобразованию: высокий, средний, низкий. Высокий уровень характеризуется творческим отношением к сложившимся в среде профобразования нормам и стереотипам, более полной удовлетворенностью образовательным процессом, активным отношением к недостаткам, проявлением инициативы по их устранению.

У инвалида со средним уровнем адаптации происходит приспособление к образовательной среде, усвоение средних социальных норм, общепринятых форм и способов действия, которые обеспечивают выполнение на среднем уровне основных по овладению профессией функций.

Низкий уровень адаптации отражает взаимное несоответствие учащегося образовательной среде: недостаточное приспособление к физическим условиям, неудовлетворительное выполнение учебных и социальных функций в коллективе.

В процессе адаптации к профобразованию большую роль играют такие личностные свойства, как эмоциональная устойчивость, высокий уровень самоконтроля, спокойствие, доверчивость и рациональная комфортность. Решающим условием социально-психологической адаптации является чувство принадлежности к коллективу, выражающееся в удовлетворенности своим положением в нем и своей учебой, взаимоотношением между учащимися, преподавателями, коллективом в целом. Человек, утративший такие социальные ценности, как здоровье и трудоспособность, попадает в условия, когда резко изменяется его социальный статус: в его жизни появляется целый ряд ограничений и препятствий различного свойства. Инвалид становится человеком зависимым и нуждающимся в физической, материальной, моральной помощи окружающих. Все это неизбежно оказывает влияние на психику инвалида, она делается более ранимой, менее устойчивой к стрессовым ситуациям.