Основы реабилитации инвалидов - Функции социальной политики

Функции социальной политики

— выявление и ликвидация механизмов и процессов, дегуманизирующих действительность, а также нормирование механизмов, обеспечивающих постоянную полноценную интеграцию человека в общество. Социальная политика должна основываться на следующих принципах:

•  гарантированность государством и закрепление в законодательстве социальной защищенности личности;

•  целевое финансирование, прогнозирование и программно-информационное обеспечение целевых социальных программ;

•  обеспечение профессионально-технического функционирования системы социальных институтов (здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, охраны труда, занятости и т.п.);

•  легализация, адекватность и дифференцированность социальных гарантий;

•  адресность социальной поддержки населения;

•  ориентация мер, направленных на интеграцию человека в общество, на потенциальные способности личности к самообеспечению через решение проблем, являющихся причиной ограничения его жизнедеятельности и препятствующих полноценной интеграции;

•  системность и стабильность мер, направленных на поддержание и позитивное развитие объектов социальной политики;

•  гуманизм, равенство стартовых возможностей, социальная справедливость и социальная безопасность.

Аспекты социальной политики с учетом ее постановочных задач подразделяются на следующие блоки.

1 блок — этика и мораль. Этот блок включает:

• формирование морали и определение ее места в жизни
отдельных членов общества;

•  формирование моральных отношений личности и обще
ства.

2 блок — общественный и личный быт членов общества;
включает:

•  государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека и поддержание здоровья;

•  экспертизу различий и сходства быта отдельных групп и слоев населения;

•  мониторинг психологии быта членов общества.

3 блок — социально-психологические особенности различ
ных социальных групп и слоев общества, в том числе:

•   мониторинг социально-психологических особенностей
различных социальных групп и слоев общества;

•  экспертизу закономерностей взаимодействия психологических и социальных факторов жизнедеятельности людей;

•  изучение особенностей взаимоотношений, форм общения и взаимовлияния членов общества;

•  государственный патронаж и протекционизм в формировании и социально-психологическом становлении обычаев, нравов, традиций общественного сознания различных групп, слоев населения и общества в целом;

•  мониторинг положения отдельных групп, слоев в обществе и государственное регулирование, направленное на недопущение массовой бедности населения;

•  изучение социально-психологических характеристик семей и оказание необходимой помощи в затруднительных для семей ситуациях;

•  изучение материальных и духовных ценностей членов общества;

•  социально-психологическое моделирование социальных групп, слоев, общества в целом.

4 блок — выявление закономерностей развития и функци
онирования отдельных социальных групп, слоев как самостоя
тельных систем и как части системы общества в целом.

5   блок — производственная сфера деятельности людей;
включает:

•  государственное регулирование формирования оптимальной производственной среды, в которой происходит трудовая деятельность людей;

•  мониторинг психологии производственной сферы деятельности людей;

•  мониторинг приоритетов мотивации личности, общества, семьи при формировании установок на трудовую деятельность.

блок — социально-экономические аспекты; включает:

•  формирование критериев оценки прожиточного минимума человека и государственные гарантии предоставления этого минимума человеку;

•  формирование принципов и условий обеспечения экономической самостоятельности членов общества;

•  государственное содействие рентабельности трудовой деятельности людей;

•  государственное регулирование субсидированной занятости;

•  разработка методики оценки пригодных для трудового устройства индивидуумов рабочих мест на рынке труда;

•  формирование целевых программ занятости.

блок — социально-правовые аспекты, в том числе:

•  определение места правовых норм, регламентирующих решение социальных проблем в системе права;

•  определение социально-правовой сущности основных категорий системы социальной защиты населения;

•  определение правовых принципов социальной защиты населения;

•  постановка проблем правового регулирования материального обеспечения лиц с ограниченной трудоспособностью;

•  анализ судебной и административной практики по защите прав и законных интересов граждан и эффективности правового регулирования социальной защиты населения;

•  разработка критериев и оценка эффективности отдельных мер социальной защиты населения.

блок — охрана здоровья нации; включает:

•   государственные гарантии бесплатной в необходимых
объемах медицинской помощи всем членам общества;

•  государственную поддержку организации и развития аль
тернативных форм медицинского обслуживания населения;

•  государственные гарантии сохранения и поддержания санитарно-эпидемиологического контроля, а также служб, оказывающих помощь населению в экстремальных ситуациях;

•  государственная стандартизация критериев безопасности труда и внедрения жесткой системы контроля за их соблюдением.

9 блок — культура и просвещение; включает:

•  государственные гарантии бесплатного базового и профессионального образования всем членам общества в соответствии с их способностями;

•  государственную поддержку организации и развития альтернативных форм образования;

•  государственные гарантии сохранения и преумножения культурного наследия народа.

Таким образом, социальная политика может иметь определенный круг практических задач, в соответствии с которым следует проводить построение системы управления процессом принятия и реализации решений в социальной сфере.

Приоритет в социальной политике задачи обеспечения равенства граждан позволяет считать правомочным для ее решения принятие законодательства об основах социальной защиты инвалидов до принятия общего для всей сферы социальной защиты населения акта. В последующем нормы этого законодательства могут быть включены в единый Кодекс о социальной защите населения РФ. В законодательстве об основах социальной защиты инвалидов должно быть легализовано понятие реабилитации инвалида, закреплена гарантированность представления реабилитационных услуг как важнейшей части социальной защиты инвалидов. Основой механизма социальной защиты каждого конкретного инвалида должна быть признана индивидуальная программа реабилитации, формирующаяся в соответствии с потребностями инвалида и с учетом базовой программы реабилитации, имеющей бюджетное финансирование и утверждаемой правительством РФ.

Реабилитация инвалидов, осуществляемая в рамках правового пространства, станет реальной основой скоординированных действий различных специалистов, ведомств, государственных и негосударственных структур. Легализованное право

инвалидов на реабилитацию обеспечит этим гражданам надежную гарантию на социальную защиту и равные возможности.

В настоящее время в РФ действуют многочисленные нормативно-правовые документы, регулирующие социальную защиту инвалидов. В декабре 1995 года был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который стал своеобразным компромиссным законодательным документом, поскольку в нем нашли отражение компромиссные правовые решения проблем инвалидности и инвалидов, совместно выработанные исполнительными органами власти и общественными движениями инвалидов и относительно устроившие обе стороны. Безусловно, такой закон несовершенен, но все же следует считать его принятие полезным и прогрессивным явлением.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов. В первой его главе, излагающей общие положения, раскрывается содержание понятий «инвалид», «социальная защита инвалидов», состав законодательств о социальной защите инвалидов, определяется компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти, субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов, устанавливается ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности.

Согласно Закону инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким нарушением функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость в социальной защите. Ограничение жизнедеятельности определяется законом как полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, заниматься трудовой деятельностью.