Основы реабилитации инвалидов - Медицинский аспект комплексной программы реабилитации

Медицинский аспект комплексной программы реабилитации

предусматривает меры лечебно-диагностического и восстановительного характера. Их цель — восстановление нарушенных или утраченных функций. Основой медицинской программы реабилитации является комплексное использование взаимодополняющих средств и методов лечения, физического воздействия, рефлексотерапии, трудотерапии, психотерапии и др.

Особенностью восстановительного лечения инвалидов с детства является то, что начало этого лечения в детском возрасте должно предусматривать не только ликвидацию дефекта, вызванного тем или иным заболеванием, но и стимуляцию развития функций (двигательной, речевой, психической и др.), задержанного влиянием болезни. Своевременная коррекция нарушенных болезнью функций у детей особенно важна, так как отсутствие или недостаточная коррекция функций у развивающейся личности при реакции на дефект, ограничение движения могут привести к нарушению формирования ее в целом. Особенностью реабилитации инвалидов с детства, с учетом того что она начинается в детском или подростковом возрасте, является то, что проведение медицинской реабилитации невозможно без одновременной педагого-воспитательной. Педагого-воспитательный аспект реабилитации имеет своей целью воспитание, обучение и развитие ребенка для подготовки к жизни в обществе, в семье и к профессиональной деятельности.

По определению, профессиональная реабилитация инвалидов — это научно обоснованный выбор трудового пути инвалида, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности, а также максимальной эффективности обучения и дальнейшего трудоустройства в выбранной профессии.

Министерствам народного образования РСФСР, высшего и среднего профессионального образования, здравоохранения, социальной защиты и другим было поручено (Постановление Совмина РСФСР от 07.02.1990 г. «О мерах по улучшению социального обслуживания инвалидов в РСФСР») решить следующие вопросы:

•  об ограничении противопоказаний для обучения детей в общеобразовательных школах по состоянию здоровья;

•  о расширении перечня специальностей и профессий, по которым возможно обучение инвалидов в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях;

•  о предоставлении инвалидам преимущественного права поступления в высшие учебные заведения.

В комплексной программе реабилитации инвалидов с детства профессиональная подготовка, профессиональное обучение относятся к так называемому профессиональному аспекту реабилитации, который кроме перечисленных мер реабилитации включает переобучение и рациональное трудовое устройство.

Меры реабилитации в рамках социального аспекта направлены на решение задач материально-бытовой, материально-технической и социальной поддержки как таковой инвалида с детства и его семьи, члены которой, как правило, являются непосредственными проводниками реабилитационной программы.

Обсуждая вопрос об особенностях реабилитации инвалидов с детства, нельзя не остановиться на роли семьи в этом процессе. Участие членов семьи, особенно матери, оказывается определяющим в результатах реабилитации. Родители должны быть подготовлены к осуществлению реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях. Роль социального работника в этих случаях чрезвычайно велика, так как именно от него ждут совета, помощи. Уверенность родителей в успехе реабилитации оказывает влияние на образ жизни ребенка-инвалида, формирует ее уклад, психологический климат, социально-экономическую активность родителей и т. д., что в свою очередь способствует адаптации, успешности обучения и всему процессу интеграции ребенка-инвалида в общество.