Обслуживание и социально-бытовая реабилитация пожилых и старых людей
требует прежде всего установления контакта и общений с ними. Общение — явление социальное, проявляется в единичных межличностных взаимодействиях. Дефицит общения у одиноких стариков неблагоприятно влияет на их эмоциональную сферу, психику.
Общение выполняет ряд функций:
1. Информационно-коммуникативную (информация, сообщение о фактах, событиях, людях, нуждах, требованиях и т.п.).
2. Регуляционно-коммуникативную (информация о нормах поведения, отношения, требованиях при взаимодействии).
3. Аффективно-коммуникативную (воздействие настроением на настроение, формирование отношения к факторам и событиям).
4. Организацию совместной деятельности и инструктажа по дальнейшей индивидуальной деятельности.
В процессе общения с пожилыми и старыми людьми социальные работники должны учитывать те психологические особенности старости, которые могут вызвать конфликтную ситуацию — это раздражительность, обидчивость, подозрительность, нетерпимость и консерватизм к новшествам, особенно, если акцентуация личности на грани болезненности. Конфликтная ситуация, однажды возникшая, может иметь три варианта развития: уход от конфликта, компромисс, самый неблагоприятный — обострение конфликта. Вариант развития конфликта зависит от социальных работников, независимо от того, по чьей инициативе он возник. Социальные работники обязаны вести поиск оптимального механизма взаимодействия, иметь резервные варианты поведения, учитывать характер личности и не-вротичности пожилого человека. Прежде всего нужно своевременно распознать возможность конфликта на ранней стадии и выбрать тип общения в зависимости от ситуации:
• при возможном выигрыше — вариант борьбы;
• при неопределенности исхода — переговоры и поиск компромисса;
• при неперспективности — поиск выхода из конфликта.
Необходимо знать механизмы взаимодействия в конфлик
тной ситуации:
• механизм влияния на оппонента (демонстрация, выжидание, риск, принуждение, дезинформация);
• механизм научения (распознавание личности и тактики оппонента, расширение наборов типов поведения);
• механизм приближения — избегания;
• механизм оценки (выигрыши, проигрыши).
Отсюда вытекают требования к профессии социального работника, участвующего в стационарных или нестационарных формах обслуживания. Это, во-первых, компетентность — знание законов, правил, приемов работы, психология обслуживания; во-вторых, вежливость и выдержка; в-третьих — призвание к своему нелегкому труду и, соответственно, естественное доброе отношение к подопечным. Социальный работник должен хорошо знать характер подопечных, суметь быстро его определить. Необходима опрятная внешность, аккуратность, вежливость, культура речи, спокойная и невозмутимая благожелательность, без снисходительности. Руководители социальной работы в интернатах и нестационарных учреждениях должны следовать следующим правилам: вести себя ровно с людьми, не бросать слов на ветер, не раздражаться, беречь свое и чужое время, не углубляться в мелочи, понимать настроение подопечных, отмечать их инициативу, хорошую работу; распределять работу по способностям и опыту, не поручать новую работу, пока предшествующая еще не выполнена. Особенно важно в социально-психологической работе в интернатах и в территориальных центрах обеспечить процесс нормальной адаптации пожилых и старых людей, без невротических или астенических синдромов.