Основы реабилитации инвалидов - Реабилитация инвалидов с детства

Реабилитация инвалидов с детства

, особенно детей-инвалидов, имеет свои особенности, так как она должна обеспечить, учитывая, что речь идет о растущем организме, развитие всех систем и функций, предупредить задержку в росте и развитии ребенка. Поэтому под реабилитацией инвалидов с детства с учетом основополагающих теоретических и методологических положений реабилитации, особенностей этого контингента инвалидов принято понимать систему медицинских, педагогических, психологических, социально-экономических и других мероприятий, направленных на ликвидацию или коррекцию патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма, и на максимально полную и раннюю социальную адаптацию ребенка, формирование у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, трудовой деятельности.

Адаптация в широком смысле означает «соответствие», «согласие» человека с окружающим миром и проявляется в способности к выполнению различных ролей и функций, в устойчивости социальных связей, в сформированности навыков общественного существования. Реабилитация инвалидов с детства должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, процесс

этот должен осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций.

К детям-инвалидам чаще всего относятся умственно отсталые, плохо слышащие, глухие, дети с расстройством речи, с нарушением зрения, с серьезными эмоциональными расстройствами, ортопедическими недостатками, с множественными нарушениями и т. д.

В Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей (1982 г.), указывается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Для этого ребенку-инвалиду должен быть обеспечен эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинской помощи, подготовки к трудовой деятельности и т. д. Указанное должно способствовать наиболее полному вовлечению ребенка в жизнь общества, его культурному и духовному развитию.

Говоря о детской инвалидности, необходимо обращать внимание на этический аспект проблемы. Эксперты ВОЗ рекомендуют оценивать имеющиеся нарушения в результате болезни или других расстройств и возникшие вследствие этого те или иные ограничения жизнедеятельности, а не наклеивать сразу ребенку ярлык инвалида. Под ограничением жизнедеятельности понимается любое ограничение или отсутствие способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, обратимым и необратимым, а также прогрессирующим и регрессивным.

Предложено выделить шесть основных категорий для оценки характера ограничения жизнедеятельности:

1.  Снижение способности адекватно вести себя.

2.  Снижение способности общаться с окружающими.

3.  Снижение способности передвигаться.

4.  Снижение способности действовать руками.

5.   Снижение способности владеть телом при решении некоторых бытовых задач.

6.   Снижение способности ухаживать за собой.