Политика государственного социального страхования - Фрмирование и задачи фонда социального страхования

На начало 1997 г. по ОМС застраховано 121,9 млн. чел. (82 % общей численности населения России, т. е. 77 % работающих и 69,5 % неработающих)1.

§2. Социальное страхование

Фонд социального страхования Российской Федерации образован Постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР (ФНПР) от 25 декабря 1990 г. за № 600/9-3. Данным постановлением управление Фондом было возложено на Совет ФНПР. Постановлением Президиума Совета ФНПР от 29 мая 1991 г. за № 4-1 утверждены Временное положение о Фонде и Временная инструкция о порядке начисления, уплаты и расходования средств Фонда.

Однако в связи с расколом в профсоюзном движении России, созданием нескольких крупных профсоюзных центров, злоупотреблением в использовании страховых средств, отсутствием на многих предприятиях профсоюзных организаций, Президент РФ своим Указом № 822 от 7 августа 1992 г. «О Фонде социального страхования Российской Федерации» возложил управление Фондом на Правительство РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

Профсоюзы с таким решением Президента, естественно, не были согласны и пытались этот указ оспорить. Указ Президента от 28 сентября 1993 г. за № 503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации» окончательно прекратил споры по данному вопросу.

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами России, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. В своей работе Фонд руководствуется «Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. за № 101 с последующими изменениями и дополнениями.

 

_______________________________________________

1 Роль ОМС в реформе // Медицинская газета. 1 997. № 45.


Исполнительные органы Фонда обеспечивают функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Для этого созданы отделения Фонда во всех субъектах Федерации и в 4 отраслях хозяйства, деятельность которых имеет межрегиональный характер и особый режим работы (например, железнодорожный транспорт).

Основными задачами Фонда являются:

•   обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора ; лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;

•   участие в разработке и реализации государственных программ, охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

•   осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

•   разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

•   организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования и др.

Средства Фонда образуются за счет:

•   страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

•   страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

•   страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

•   доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

•   добровольных взносов граждан и юридических лиц;

•   ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного значения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

• прочих доходов (сумм, полученных за путевки, оплаченных средств Фонда);

• средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессивных требований к страхователям, и др.

Большую часть средств Фонда образуют страховые взносы работодателей.

Поданным Правления Фонда, на учете в нем на 1 января 1997 г.

состояло около 1,5 млн. страхователей.

Тариф отчислений, который устанавливается федеральным Законом, составляет в настоящий момент 5,4 % по отношению к фонду оплаты труда работающих. Фонд социального страхования отличается от других внебюджетных фондов, целиком изымающих полагающиеся им средства у плательщиков, тем, что большая часть страховых средств (более 85 %) никуда не перечисляется, а расходуется непосредственно на предприятии в форме выплаты пособий. И лишь небольшая доля перечисляется исполнительным органам Фонда и идет на перераспределение в дотационные регионы для выплаты тех же

пособий.                     

Средства Фонда расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами.

Они направляются на выплату:

•   пособий по временной нетрудоспособности;

•   по беременности и родам;

•   единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

•   единовременного пособия на рождение ребенка;

•   ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

 

•   социального пособия на погребение. За счет средств Фонда также оплачиваются:

•   дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом;

•  путевки на санаторно-курортное лечение и отдых работников
и членов их семей, лечебное (диетическое) питание;

•  детские новогодние подарки.
Помимо этого, средства Фонда расходуются на премирование

членов комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, подведомственных санаторно-курортных учреждений, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно).

 

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется только через бухгалтерии работодателей.