Политика государственного социального страхования - Новый этап развития государственной службы занятости

С 1993 г. начинается новый этап развития государственной службы занятости. В законодательство внесены изменения и дополнения о ее статусе, гарантиях занятости, регистрации безработных, обеспечивавшие усиление централизации регулирования рынка труда. Были увеличены в два раза платежи предприятий в фонды занятости, возросли и нормы отчислений в пользу центра. Федеральная служба занятости превращается в ведомство с разветвленной системой подчиненных ей местных органов, солидной финансовой и материальной базой. Центр объявляет на всероссийском уровне борьбу с растущей безработицей. Одновременно начинается передел сфер влияния на рынках труда, а фактически - «тяжба» за деньги, аккумулированные в федеральном и региональных фондах занятости.

С самого начала правительственная политика занятости рассматривалась как часть «социального блока» и была призвана смягчить методы «шоковой терапии», снизить высокие социальные издержки на старте рыночных реформ. Каковы же ее итоги за шесть лет проведения?

Можно утверждать, что в России создана вполне современная, сопоставимая с западными аналогами служба занятости. Она располагает значительными финансовыми ресурсами, обученным персоналом, средствами сбора и обработки информации о рынке труда. Взятый на старте новой политики занятости курс на обслуживание незанятых граждан привел в действие механизм нового посредничества. В регионах были созданы информационные банки свободных рабочих мест с использованием компьютерных сетей, работают консультационные службы.

С 1993 г. были установлены компенсационные выплаты работникам, находящимся под угрозой увольнения, в том числе занятым неполный рабочий день (неделю) по независящим от них причинам или находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. Таким образом, Россия стала первой страной в мире, где заработную плату неработающим полное рабочее время выплачивают из фондов занятости.

Особое внимание службы занятости было обращено на людей, уже потерявших работу и заработок ввиду низкой конкурентоспособности на рынке труда. Именно для них — фактических аутсайдеров — в первую очередь предпринимались меры по содействию трудоустройству, организовывалось при необходимости профобучение, создавались новые рабочие места. Однако большая часть вновь трудоустроенных безработных была занята низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом.