Политика государственного социального страхования - Политика занятости, кризис и новые бедные в России

Проводимая политика занятости сознательно была направлена против высвобождения работающих, т. е. сокращения избыточной занятости. Предоставляемые государством дотации убыточным предприятиям позволяли сохранять завышенную численность персонала. Это привело к падению производства, снижению производительности труда, деквалификации простаивающих работников, получающих социальное пособие, потери безработными мотивации к труду. Резко возросли простои и потери рабочего времени вследствие полных или частичных остановок производства, дополнительных отпусков по инициативе администрации. Растущая из года в год неполная занятость на производстве увеличивает потенциал безработицы. Безработица в скрытой под видом неполной занятости форме и не учитываемая на рынке труда в 3—5 раз превышает официально зарегистрированный уровень. Содержание неработающих за счет государства обходится все дороже и дороже. Постепенно ведомство запрограммированного трудоустройства и трудоприменения начинает трансформироваться в организацию социальной защиты неработающих «занятых» и «прилаживания» безработных к предприятиям со всеми вытекающими последствиями. Ради этого проводятся дорогостоящие и обременительные для фондов занятости мероприятия. Опережающим темпом растут расходы на содержание бюрократического аппарата по борьбе с безработицей.

За последние два года по мере нарастания кризиса социально-трудовых отношений началось размывание едва сложившихся рынков труда, а в отдельных случаях произошел их распад. Это выражается, прежде всего, в укреплении монопольного положения существующих предприятий, трудностей в развитии малого и среднего бизнеса и подрыве конкуренции, падении жизненного уровня трудящихся. Реальная заработная плата рабочих и служащих резко снизилась по сравнению со скудным прожиточным, а фактически физиологическим минимумом. Более того, даже урезанную заработную плату на многих предприятиях не выплачивают по 3-4 и более месяцев, не индексируют в связи с ростом цен и инфляцией. Выдаваемая рабочим заработная плата превратилась в даруемое им «жалованье», она утратила связь с эффективностью и производительностью труда, не обеспечивая даже простого воспроизводства рабочей силы. Все большая часть рабочих, как во времена сплошной коллективизации, работают за «палочки» под будущий расчет, получая заработную плату затоваренной продукцией предприятий, натурой по бартерным сделкам, талонами на питание, другими суррогатами оплаты. Минимум оплаты труда, установленный и регулируемый государством, недостаточен даже для социальной поддержки неквалифицированных и малоимущих работников. На деле он служит лишь базой для вычетов из заработка, штрафов, поборов и платежей. Этот труд без меры, нормы и оплаты по иронии можно назвать воплощением труда коммунистического, но на новых хозяев.

«Разгосударствление» политики доходов в пользу крупных монополий и увязанные с этим отраслевые перекосы (до 10 раз) в оплате труда в сочетании с насаждением единой тарифной системы в бюджетной сфере, на «казенных» предприятиях и замораживанием заработной платы на минимальном уровне ускорили процесс обнищания основной массы трудящихся.

«Новые бедные» в России - это работающие, но незарабатывающие люди. Рост их бедности становится чрезвычайно разрушительным фактором экономики. Если рабочий получает все меньше и живет все хуже, он еще хуже работает и подрывает собственное благосостояние. Бедность работающих нарушает равновесие между трудом и капиталом, угрожает социальному миру, является причиной конфликтов и напряженности в обществе.

В это же время недопустимо выросла «резервная армия труда». Скрытая под видом неполной занятости безработица на рабочих местах еще больше понижает цену рабочей силы, устраняя конкуренцию работников на открытом рынке. Разрушая механизм спроса и предложения, она угрожает распадом локальных трудовых рынков, деформирует отраслевую структуру занятости. Более того, искажая истинное положение дел на рынке труда и производстве, она накапливает потенциал обвальной безработицы.

Монополизация рынков жилья и его непомерная по сравнению с заработками цена, особенно в столичных мегаполисах, препятствует трудовой мобильности мигрантов из депрессивных районов. Тем не менее, центры занятости почти не занимаются переселением высвобождаемых работников и наборами по контрактам безработных в районы с благоприятной экономической конъюнктурой.

На фоне общей разбалансированности спроса и предложения на рынке труда переподготовка кадров крайне слабо увязана с потребностями предприятий в квалифицированных работниках. Она имеет в основном социальную направленность, на обеспечение занятости зарегистрированных безработных, на доступных для них вакансиях без учета их реальной трудопригодности. В результате значительное число рабочих мест постоянно остается незаполненным.

 

Социальные пособия стандартизованы по срокам, условиям и нормам для всей страны и предоставляются без учета трудового вклада и материального положения безработных. Большинство граждан, стоящих длительное время на учете в центрах занятости, подрабатывают на стороне. Но вместе с тем уровень пособий многих «мнимых» безработных завышен по отношению к реально утраченному заработку. Поэтому отсутствует заинтересованность безработных со «стажем» в профессиональном труде. Долговременная, оплачиваемая за казенный счет безработица, принимает хроническую, иждивенческую форму. Службы занятости в регионах со сложной социально-экономической ситуацией, особенно в тех, где перенаселение и неучитываемую занятость путают с безработицей, просят дотаций из бюджета на программы, не дающие эффекта. Причем упор делается на дорогостоящие, престижные мероприятия. В результате создается видимость; активности на рынке труда. Фактически теряется контроль за реальной ситуацией в социально-трудовой сфере, растут сверхэксплуатация и бедность работающих, ширятся потоки нерегулируемой трудовой миграции, вновь расцветают «черный рынок» и теневые структуры, которые мультиплицируют нелегальную занятость и неучитываемые налогообложением доходы. На фоне видимых ведомственных успехов в содействии занятости деградирует система наемного труда, без которой немыслима рыночная экономика.

Чтобы вывести из кризиса отношения труда и капитала, достичь баланса эффективности и социальной справедливости, необходима целостная социально-трудовая политика как составная организационная часть рыночных реформ, способная создать сбалансированную систему наемного труда и страхования безработицы, сформировать свободный рынок труда. Нужно связать воедино заработную плату, трудовые отношения, эффективную занятость, рынок труда и социальное страхование.

Необходимо пересмотреть отношение к безработице. Следует признать, что безработица - неотделимый элемент рынка труда. Более того, это оборотная сторона свободы труда, а в условиях движения к рынку - постоянно возрастающий социальный риск, особенно при трансформации латентной безработицы в открытые формы. Пора, наконец, перейти от призывов к профилактике недопущения массовой безработицы к выработке профилактических мер, включающих ряд моментов.

Рынки труда должны стать более гибкими в первую очередь за счет отмены административных ограничений на свободный перелив рабочей силы. Биржи труда обязаны оперативно информировать, предпринимать усилия по трудоустройству высвобождаемых работников за счет территориального их перемещения. Необходимы действенные меры в сфере профессиональной переподготовки рабочей силы для ее адаптации к структурным перекосам на рынках труда, которые должны стать составной частью федеральных и региональных программ.

Представляется целесообразным дифференцировать по регионам России с учетом реального положения и перспектив единые в настоящее время для всей страны условия предоставления гарантий занятости, нормы и сроки выплаты пособий, материальной помощи безработным. Социальные гарантии по безработице целесообразно привести в соответствие с экономическими возможностями субъектов Федерации и ресурсами местных фондов занятости. Надо стремиться к большей открытости рынков труда и высокой трудовой мобильности безработных, нежели перераспределять средства фондов в порядке дотаций на консервацию архаичных и неэффективных структур занятости. Такой подход обусловливает изменения в самом понимании статуса безработного. В полной мере на него и на соответствующее пособие могут претендовать работники наемного труда, имеющие стаж, профессию, заработок, включенные в страховую систему.