Политика государственного социального страхования - Страхование занятости

§4. Страхование занятости

Для регулирования ситуации на рынке труда в условиях безработицы была создана специальная служба занятости. Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19апреля 1991 г.№ 1032-1 образован государственный Фонд занятости населения. Фонд занятости представляет собой совокупность федеральной части Фонда занятости, фондов занятости, формируемых в республиках в составе РФ, автономных областях, автономных округах, краях, областях, городах и районах.

Средства Фонда занятости направляются на:

•   мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан;

•   организацию общественных работ;

•   выплату пособий по безработице, компенсацию материальных затрат граждан в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости;

оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении;

 

•   оплату периода временной нетрудоспособности безработным гражданам;

•   возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

•   мероприятия по созданию дополнительных или новых рабочих мест и др.

Условия, размеры, продолжительность выплаты пособий по безработице определяются «Положением о порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособий по безработице», которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 17.11.92 № 877 с последующими изменениями и дополнениями. В настоящее время действует «Порядок регистрации безработных граждан», утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.04.97 № 458.

В истории службы занятости можно выделить два этапа. Первый из них, относимый к периоду 1991-1992 гг., - "нулевой" этап становления и развития в основном местных служб занятости. Для него характерно довольно быстрое создание на базе прежних бюро по трудоустройству и отделов труда органов принципиально нового типа — бирж труда и центров занятости. Именно они взяли на себя практическую и методическую работу по реализации Закона о занятости в условиях развала старых структур управления, центробежных тенденций в регионах страны и непоследовательной политики новой администрации.

Итак, в середине 1991 г. из Минтруда РФ выделился Комитет по занятости, к концу того же года он «влился» обратно, затем в 1992 г. была вновь образована самостоятельная федеральная структура. С 1997 г. Федеральная служба занятости вновь входит в структуру Министерства труда и социального развития. Решающую роль в становлении службы занятости сыграли местные органы труда и занятости, действовавшие автономно от центра. Им в целом удалось справиться с новой ситуацией на рынке труда и принять на себя хлынувший поток легализованных безработных. С началом либерализации цен, а также с ростом числа высвобожденных работников ввиду промышленного спада и затянувшейся реорганизации органов управления в короткий срок были налажены регистрация и материальная поддержка безработных, созданы новые формы посредничества на рынке труда, облегчавшие поиск работы, сбор средств в фонды занятости.

Невзирая на организационные и финансовые трудности начального этапа, отсутствие обученного персонала и практического опыта работы с безработными, в течение 1992 г. были «освоены» основные гарантии занятости, такие как профессиональное обучение, создание новых рабочих мест, временные работы. Поэтому стартовый уровень безработицы был незначителен и, как правило, не превышал 1 % трудоспособного населения.