Семейная политика государства - Формирование и реализация государственной семейной политики в России

§2. Формирование и реализация

государственной семейной политики

в Российской Федерации

В СССР политика в отношении семьи была ограниченной, не носила системного характера, отождествлялась с социальной политикой. Институциональные интересы семьи специально не учитывались. Государство исходило из своих экономических, производственных, оборонных потребностей, демографической ситуации, необходимости обеспечения страны массовой и дешевой рабочей силой. При этом женщины максимально включались в общественное производство, дети — в систему общественного воспитания. Члены семьи проводили большую часть своего времени вне дома, занимаясь производственными и общественными делами.

В первые послереволюционные десятилетия идеологическая установка на «огосударствление» семьи во многом определила проводимую в стране социальную политику, существенно ускорила процессы разрушения патриархальной семьи, ее переориентацию на внесемейные ценности, передачу непосредственно государственным институтам многихтрадиционных семейных функций. Неоднозначную роль в жизнедеятельности семьи сыграли индустриализация и коллективизация. Разрушение семейной экономики и производства лишили семью дополнительных доходов, а страну — целой отрасли народного хозяйства: семейного предпринимательства. Дезорганизация семейно го воспитания снизила влияние семьи на процессы развития детей. Обострились проблемы физических и психологических перегрузок женщин, состояния их здоровья, безнадзорности детей, преступности среди несовершеннолетних.

Политика в отношении семьи проявлялась, прежде всего, в регулировании брачно-семейных отношений, стимулировании рождаемости, материальной поддержке семей с детьми. По оценке Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи (1994 г.), с которой совпадает и наш подход, с 20-х до первой половины 30-х годов эта политика была сосредоточена на помощи городским женщинам, сочетающим материнские обязанности с трудом в общественном производстве. Со второй половины 30-х до 70-х годов особое внимание уделялось поощрению высокой рождаемости и многодетности, что было связано с огромными потерями населения в годы Великой Отечественной войны. В 70—80-е годы государство концентрирует усилия на преодолении малообеспеченности семей с детьми, стимулировании рождаемости, поддержке родителей в воспитании детей. Оценивая принятые в этот период меры, отметим, что при всей их ограниченности, продиктованной идеологическими, иными факторами командно-административной системы, они сыграли важную роль в обеспечении социальной защиты материнства и детства.

В 90-е годы, в изменившихся политических и экономических условиях, происходила переоценка государственной политики в отношении семьи. Тенденция усиления внимания к семье получила отражение в Конституции, Семейном кодексе Российской Федерации, в отраслевом законодательстве. Принимались меры по законодательному закреплению семейных прав граждан (пособия на детей налоговые, другие льготы).

Важным этапом развития официальной парадигмы семейной политики стала разработка концепций семейной политики Комитетом по делам семьи, семейной и демографической политике при Совете Министров РСФСР (1991 г.) и Национальным Советом по подготовке и проведению Международного года семьи (1993 г.). В этих концепциях отражена идеология общечеловеческих ценностей, приоритет; интересов семьи и личности, партнерских отношений семьи и государства, его институтов, которые не подменяют семью, а разделяют с ней ответственность за создание условий ее функционирования. Однако указанные концепции не имели государственного статуса. Только в 1996 г. семейная политика получила государственное определение в Указе Президента «Об основных направлениях государственной семейной политики» (от 14 мая 1996 г. № 712), которым созданы предпосылки для выхода на новый уровень взаимодействия государства и семьи, формирования семейной политики как самостоятельного направления социальной политики.

Согласно Конституции Российской Федерации, семья, материнство, детство находятся под защитой государства. Среди нормативно-правовых актов, направленных на социальную поддержку семьи, материнства, защиту и обеспечение прав детей, решение острых проблем профилактики безнадзорности, правонарушений подростков, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, необходимо назвать: «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей)»; Семейный кодекс Российской Федерации; в рамках президентской программы «Дети России» — федеральные целевые программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей»; Положение «О приемной семье»; «Основные направления государственной семейной политики»; Закон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»; «О национальном плане действий по улучшению положения женщины и повышению ее роли в обществе до 2000 года» и др. Всего в 1993—1999 гг. принято более 100 нормативно-правовых актов в этой области1.


_______________________________________________________________________

1 Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации, 1996 год» / Под общ. ред. Г.Н. Кареловой. М., 1 997. С. 9.

 

 

Основными направлениями семейной политики являются:

•   улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактика бедности;

•   обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей и личными интересами человека;

•   оказание всесторонней помощи семье в воспитании детей, поддержка одаренных детей;

•   обеспечение охраны здоровья матери и ребенка;

•   защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений;

•   усиленное внимание к неполным, имеющим детей-инвалидов, малообеспеченным семьям с целью создания благоприятных условий для их жизнедеятельности;

•   всесторонняя подготовка молодежи к браку, семейной жизни и | планированию семьи;

•   профилактика семейного неблагополучия и др.

Для реализации основных направлений семейной политики разра6а-тывается целый ряд государственных документов:

•   Доклад о положении семей в Российской Федерации;

•   Национальный план действий в отношении семьи (среднесрочная государственная семейная политика);

•   Целевая федеральная программа «Семья»;

•  Целевые ведомственные программы улучшения условий жизнедеятельности семьи;

•  Федеральная программа координации деятельности негосударственных субъектов семейной политики;

•  Положение о Государственной фамилистической (семейной)
экспертизе;

•  Региональные концепции и программы семейной политики1.
Речь идет о комплексном подходе к семье, способности всех

субъектов семейной политики отстоять ее интересы в обществе.

 

_______________________________________________________________________

1 См. более подробно: Дармодехин СВ. Государственная семейная политика: проблемы научной разработки. М., 1 995.