Семейная политика государства - Государственная политика в области социального партнерства

§2. Государственная политика в области социального партнерства

В развитых западных странах благодаря третьему сектору государству удается справляться с множеством социальных проблем и «язв», опираясь не на бюрократический аппарат и бюджетные средства, а на общественность, благотворительность и самодеятельность. Как сообщил вице-президент США Альберт Гор, с 1995 г. в стране более 40 % помощи распространяется через неправительственные общественные организации и органы местного самоуправления, роль и влияние которых в обществе постоянно усиливаются. Благодаря третьему сектору, на решение социальных проблем государство в США выделяет лишь около 25 % общего объема необходимых затрат.

В нарождающемся российском «третьем секторе» мы сталкиваемся с наиболее выраженными формами самоорганизации населения в период ослабления или частичного распада государственных и общественных институтов. Рост числа некоммерческих организаций показывает, что происходит эмансипация социальных групп и общества в целом от государства, складываются организации и институты, предназначенные для формулирования и реализации общественных интересов.

Для адекватного понимания современного состояния этой проблемы необходимо охарактеризовать формирующийся сектор, представить себе его масштабы, возможности, достоинства и недостатки.

В табл. 1 представлены данные Агентства социальной информации (основанные на запросе в Госкомстат) о количестве неправительственных организаций в Российской Федерации. Данные сведения не содержат изменений, связанных с завершением 1 июля 1999 г. обязательной перерегистрации общественных объединений, возникших до 1995 г.

Таблица 1

 

Всего некоммерческих организаций

236 795

В том числе общественные и религиозные объединения

120 058

Учреждения

5889

Фонды

12 867

Потребительские союзы, общества

73 498

Товарищества собственников жилья

2842

Ассоциации и союзы

5808

Некоммерческие партнерства

2221

Автономные некоммерческие организации

2205

Другие

10 793

 

Дать объективную оценку приведенным цифрам невозможно: мы не представляем, каков совокупный ресурс этих НКО, какое количество людей они объединяют, какими располагают возможностями. Более того, практика показывает, что существенная часть зарегистрировавшихся организаций прекращают либо приостанавливают свою деятельность через 1-2 года работы, что в официальной статистике отражения не имеет. С другой стороны, российское законодательство допускает деятельность объединений граждан и без государственной регистрации. Таким образом, данные Госкомстата дают лишь ориентировочное представление о масштабах «третьего сектора». Получение же более точной информации требует проведения специально организованных исследований.

В структуре некоммерческого сектора, сложившегося в России с 1995 г., можно выделить несколько групп НКО, выбирая различные основания для их классификации. Наиболее просто классифицировать организации, основываясь на организационно-правовой форме, в которой они осуществляют свою деятельность. Закон «Об общественных объединениях» (1995 г. с последующими поправками) допускает регистрацию объединений граждан в пяти организационно-правовых формах: общественная организация, общественное движение, общественное учреждение, общественный фонд, орган общественной самодеятельности, каждая из которых обладает рядом особенностей.

Закон «О некоммерческих организациях» (1996 г. с последующими поправками) определяет две формы легального существования НКО: автономная некоммерческая организация и некоммерческое партнерство.

Таков основной список организационно-правовых форм осуществления некоммерческой деятельности в Российской Федерации. Однако он не исчерпывает всего многообразия, хотя бы потому, что Гражданский кодекс РФ оставляет список организационно-правовых форм некоммерческих организаций открытым, допуская деятельность НКО и в «других формах, предусмотренных законом». Благодаря «открытости» этого списка появились, в частности, «общественное движение» и «орган общественной самодеятельности», понятия, отсутствовавшие в гражданском законодательстве до принятия закона «Об общественных объединениях».

Существуют и некоторые противоречия в текущем законодательстве. В частности, Гражданский кодекс относит потребительские кооперативы к некоммерческим организациям, хотя это противоречит основному «экономическому» признаку НКО - не распределению прибыли, с другой стороны, потребительские кооперативы сегодня наиболее близки к предприятиям социальной экономики.

Благодаря поправкам 1998 г. к Закону «Об общественных объединениях», принятию Закона «О свободе совести и религиозных объединений», ряда других актов, законодательство позволяет на основании некоторых формальных признаков выделить среди общественных объединений политические и религиозные объединения, а также объединения национальных меньшинств. К сожалению, в настоящее время доступные статистические данные не позволяют определить относительные доли этих организаций в общей численности общественных объединений.

Выделив группы национальных, религиозных и политических объединений граждан, мы, по существу, наряду с формальными критериями классификации, основанными на различных правовых условиях регистрации и существования таких организаций, одновременно затронули и их различия по видам деятельности. Развивая этот подход, в российских условиях важно выделить группу общественных объединений и некоммерческих организаций, чья деятельность направлена на решение конкретных социальных проблем.

Такие организации можно назвать общественно-гражданскими. К этой группе следует отнести существующие в нашей стране правозащитные организации, экологические объединения, организации инвалидов, общественные патронажные службы, некоммерческие негосударственные образовательные структуры и т. п. Развитие именно этих общественно-гражданских объединений (не включающих в себя организации политические, религиозные и национальные), на наш взгляд, требует наиболее внимательного изучения и не получает в настоящее время необходимой систематической поддержки со стороны государства.

Существенными признаками общественно-гражданского объединения являются его направленность на решение общественнозначимой проблемы и готовность членов объединения реально участвовать в конкретной работе, часто безвозмездно, на добровольных началах.

По расчетам Центра развития демократии и прав человека, произведенным на основании данных КАФ (организации по исследованиям и развитию некоммерческого сектора), ежегодно в среднем 70 млн. чел. в том числе инвалиды, ветераны, многодетные семьи, дети с нарушениями развития и различными тяжелыми заболеваниями, больные наркоманией, алкоголизмом, носители ВИЧ-инфекции, бездомные и другие уязвимые группы населения пользуются услугами общественных объединений и других НКО. В «третьем секторе» России задействовано и получает заработную плату от 2 до 4 % работающего населения России, что превышает 2 млн. чел.

Первый «шквал» возникновения общественных и некоммерческих организаций был в 1992-1993 гг. Многие из них имели политическую направленность, очень многие реализовались как долгожданная

возможность объединиться и заявить о своих интересах, не вписывающихся в структуры прежних крупных формализованных полугосударственных общественных организаций.

Следует принимать во внимание психологический, личностный фактор создания общественных объединений. Многие из них зарегистрированы в силу субъективных амбициозных мотивов — ведь в каждой, даже самой малой организации руководитель может назвать себя президентом, генеральным директором, генеральным консультантом.

Общественную активность инициирует и российское неустойчивое время. Для многих граждан оно не позволяет подняться по карьерной лестнице. Часто их профессиональная деятельность и успех рушились вместе с «дружно» рухнувшими предприятиями и институтами. В этих условиях создание собственной организации - важный, психологический элемент, определенное благо. Потерявшие работу, ценностные ориентиры, веру в будущее люди ищут новые пути в жизни и находят их.

Таким образом, в последние годы в условиях социально-экономических преобразований в России наблюдается активизация общественных объединений. Эти объединения, как правило, строятся на основе многообразных интересов населения, являются формой самоорганизации и стимулирования людей к совместному поиску способов удовлетворения своих интересов и решения своих жизненных проблем.