Семейная политика государства - Московский опыт развития системы социального партнерства

Анализ элементов опыта социальных инноваций в пилотных и других регионах позволяет сделать вывод о том, что наиболее перспективное взаимодействие государственных и общественных структур складывается в г. Москве. Оно, по нашему мнению, в дальнейшем нуждается в детальном исследовании и тиражировании.

22 октября 1997 г. Московской городской думой принят закон г. Москвы «О социальном партнерстве», регламентирующий основы становления, организации, функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в г. Москве с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.

Помимо традиционно сложившегося сотрудничества с объединениями профсоюзов, в г. Москве активно формируется и развивается взаимодействие с общественными объединениями столицы.

Системность реализации государственной политики московского Правительства в рамках социального партнерства подтверждается проведением уже в течение трех лет конкурса социально значимых проектов общественных объединений, их частичное финансирование из городского бюджета.

В 1996 г. Правительством Москвы было поддержано 16 программ, в 1997-24, а в 1998 г.-54, на общую сумму 2,7 млн. руб. Проведение конкурса активизировало общественную жизнь в городе, во многом создало атмосферу доверия и сотрудничества между властями г. Москвы и общественными объединениями.

Правительство г. Москвы, Комитет общественных и межрегиональных связей используют не только организационный, но и психологический потенциал НКО, желание многих лидеров и членов общественных объединений найти поле для приложения собственной инициативы.

Среди множества примеров поддержки общественно-гражданских инициатив на принципах социального партнерства важным актом Комитета общественных и межрегиональных связей стало открытие 22 мая 1998 г. Центра взаимодействия общественных и государственных структур «Социальное партнерство» (Экспериментальный ресурсный центр) - совместный проект Комитета и Программы развития ООН.

В результате принятых мер в г. Москве начинает возникать совокупность механизмов взаимодействия государства и НКО при решении социально значимых задач, включая такие формы, как:

•   государственный социальный заказ;

•   государственное социальное спонсорство;

•   стимулирование социальной активности прямым финансированием;

•   социальное и экономическое побуждение негосударственных спонсоров.