Семейная политика государства - Опыт министерства образования во взаимодействии с общественными организациями

Интересен опыт Министерства среднего и профессионального образования Российской Федерации. Оно имеет многолетние добрые традиции взаимодействия с общественными организациями, в первую очередь с детскими и молодежными, которые наряду с семьей школой являются важнейшими институтами социализации личности ребенка, подростка и молодого человека, активно участвуют в формировании и реализации государственной политики в отношении детей и молодежи, что крайне важно для будущего России, для интенсивного построения гражданского общества.

На протяжении последних лет Минобразованием России на договорной основе, совместно с различными общественными организациями проводилась работа по организации праздников и фестивалей, профильных лагерей и творческих встреч (фестиваля «Золотая игла», профильных лагерей юных экономистов и менеджеров, Международного фестиваля детского творчества «Мир. Дружба. Согласие»,  реализовывались социально-педагогические региональные программы «Дети Прикамья», «Каникулы» и др.).

Министерство плодотворно сотрудничает с Российской общественной спортивно-технической организацией в решении вопросов охраны здоровья детей, их безопасности. С помощью этой НКО разработана программа образовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». По рекомендации Минобразования России органы образования на местах используют возможности Международного детско-юношеского движения «Школа безопасности», которое предлагает свое участие во внеурочной работе с детьми в школе по сохранению и укреплению их здоровья, привитию навыков экологического и краеведческого воспитания и обучения.

Государственную политику в области общего образования в значительной степени определяет созданный на общественных началах при Минобразовании России Федеральный экспертный совет, а также активно работающие ассоциации учителей-предметников. Совместно с общественными организациями проводятся тематические коллегии, семинары, конференции.

Доминантную, первопроходческую роль в утверждении норм у опыта ведения равноправного диалога властных и общественных структур, как обязательного атрибута правового государства и гражданского общества, играло в первой половине 90-х годов Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. Оно первое в стране создает определенную базу и фундамент для формирования последовательной и целенаправленной системы социального партнерства в России, формирует у властных элит общественную потребность в выработке соответствующей государственной политики

Законодательная инициатива в области практических мер государственной политики по улучшению положения женщин, диалоги регулярные «круглые столы», всероссийские конференции с неправительственными женскими организациями свидетельствуют о высокой степени готовности этого Министерства вести диалог между властью и женской общественностью, слушать и слышать социальные сигналы, подаваемые ею. Здесь НКО впервые поднимались острейшие общественные вопросы и предлагались средства их решения:

• организация экспертизы законодательства Российской Феде рации, с точки зрения ее соответствия международным стандартам < правах человека;

•  разработка механизма жестких санкций, связанных с откровенной дискриминацией;

•  организация широкой информационной и пропагандистской работы, ориентированной на активизацию участия женщин в социально-экономических реформах, увеличение их числа в органах власти, подготовку женщин к участию в политической и управленческой деятельности;

•  обеспечение возможности доступа женщин ко всем видам деятельности без ограничения традиционными секторами женской занятости (образование, здравоохранение, социальная служба), весьма проигрывающими от малой мужской занятости;

•  разработка для пресечения насилия над женщинами уголовных, гражданских, трудовых и административных санкций за правонарушения, а также возмещение морального ущерба, причиняемого женщинам, подвергшимся насилию на улице, на работе или в семье.

Инновационный и стратегический характер деятельности Минсоцзащиты России, полностью сохраненный и развиваемый Минтрудом России, позволил ему выйти за рамки ведомства и быть инициатором и организатором структурирования на государственном уровне Межведомственной комиссии по улучшению положения женщин при Правительстве Российской Федерации. Комиссия формировалась как совершенно новая для России модель диалога Правительства с НКО.

Именно взаимодействие государственных структур с общественными формированиями в области государственной политики способствует активизации деятельности органов власти и управления по выполнению программ социально-экономического развития региона, города; созданию климата доверия и согласия и наращиванию экономического потенциала.

Источник: Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. — 2001 г. — 204 с. - (Серия «Высшее образование»).