Система социального партнерства начала формироваться в России с 1991 г.
Осознание политическими, управленческими элитами исключительной актуальности философии социального партнерства как мудрости человеческого взаимопонимания и индикатора цивилизованного бытия становится непреложным вектором общественного развития России.
Траектория развития и становления социального партнерства России определяется несколькими факторами:
• выбором политическими элитами способа реформирования экономики (шоковая терапия);
• неразвитыми институтами гражданского общества;
• слабостью и ограниченностью роли различных социальных сетей;
• недостаточной структурированностью сферы общественной
жизни.
У складывающейся системы социального партнерства прослеживаются, по меньшей мере, две стратегические задачи:
• самоопределение НКО, превращение их в самостоятельную равноправную и общественную подсистему в целях формирования гражданского общества, преодоления структурного кризиса и перехода к экономическому росту;
• институционализация социального партнерства для преодоления конфликтного характера развития многообразных социальных отношений и снижения социальной напряженности во всех сферах жизнедеятельности.
К числу основных составляющих элементов целостной государственной политики в области социального партнерства государственных и неправительственных структур относятся следующие:
• сформированная законодательная база, обеспечивающая нормативно-правовое регулирование взаимоотношений государственных
структур и неправительственных организаций в области подготовки, принятия и осуществления решений в социальной сфере на основ социального партнерства;
• действующие механизмы, методы и инструменты осуществления взаимодействия государственных структур и неправительственных организаций;
• наличие структур, обеспечивающих и непосредственно осуществляющих взаимодействие органов государственной власти и неправительственных организаций на принципах социального партнерства
• наличие информационного поля, освещающего процессы социального партнерства, практическую деятельность неправительственных организаций по решению конкретных социальных проблем, а также обеспечивающего информированность населения о механизмах и способах социального партнерства и социального диалога, возможностях и преимуществах решения проблем в социальной сфер на основе объединения усилий различных социальных субъектов;
. • осуществление взаимодействия между государственными структурами и неправительственными организациями на основе постоянно действующего диалога, развивающегося процесса, который является неотъемлемой составляющей социальной политики;
• сформированное общественное мнение в пользу социального партнерства государственных структур и неправительственных организаций в решении проблем социальной сферы.
С позиций организационно-содержательного подхода можно констатировать, что в Российской Федерации сложилась разнообразная практика взаимодействия государственных структур и неправительственных организаций в социальной сфере.