Создаются условия для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов.
Некоторое оживление работы на этом направлении отразило нарастание проблемы занятости молодежи, преодоление которой пока не удалось обеспечить эффективными механизмами. Ставка на подбор подходящей работы службой занятости менее приемлема для молодых людей, еще не соизмеряющих свои запросы и возможности трудоустройства. Для определенной части молодежи наилучший способ обеспечения занятости — помощь в создании своего дела. С учетом этого на федеральном уровне был сформирован Российский центр содействия молодежному предпринимательству, который выполняет координирующие функции и оказывает методическое содействие работе аналогичных структур, созданных в 35 субъектах Российской Федерации. Ежегодно проводятся конкурсы региональных программ и проектов по поддержке и развитию молодежного предпринимательства и, соответственно, оказывается финансовая поддержка реализации программ. Формируется материально-техническая база региональных учебно-предпринимательских центров, бизнес-инкубаторов, центров поддержки молодежного предпринимательства, инновационных центров.
Намерение к координации действий разных ведомств по вопросам обеспечения занятости молодежи проявилось в ходе подготовки и проведения Первой общероссийской конференции по проблемам занятости молодежи с участием представителей из 51 региона России (апрель 1995 г., Екатеринбург). Совместными усилиями органов Федеральной службы занятости и органов по делам молодежи около 1 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет были обеспечены работой в свободное от учебы время. В итоге, если в 1994 г. были трудоустроены 197,1 тыс. учащихся, желавших работать в свободное от учебы время (или 16,5 % всех трудоустроенных государственной службой занятости), то в 1995 г. - 806,1 тыс. человек (или 36 % от числа трудоустроенных).
В настоящее время в России успешно работают 95 молодежных бирж труда и служб трудоустройства молодежи. Вновь активизировались объединения, продолжающие традиции студенческих строительных отрядов (ССО).
Жилищная проблема как проблема молодежная должна рассматриваться в тесной связи с реальными потребностями, главным образом, трудоспособной молодежи, имеющей собственные, хотя и ограниченные, источники существования и способной своим трудом решать или участвовать в решении этой проблемы. В этом особое значение сформировавшейся четверть века назад инициативы по созданию молодежных жилищных комплексов (МЖК). В 1993—1997 гг. за счет средств федерального и местного бюджетов введено в эксплуатацию и снято с контроля более 2,370 млн. кв. м жилья в домах МЖК в 58 регионах России. В новые квартиры заселились около 25 тыс. молодых семей.
В 1994—1995 гг. были разработаны и реализованы рыночные механизмы внебюджетного финансирования строительства жилья для молодежи путем введения в обращение ценных бумаг (векселя, жилищные контракты, лотереи).
В целях дальнейшего решения жилищной проблемы молодежи предусматривается переход от целевого финансирования незавершенных объектов МЖК к реализации программы предоставления жилищных субсидий и ссуд для молодых семей с использованием организационного опыта, технической базы и площадок МЖК. Основной объем работы в этом направлении ведется Дирекцией жилищно-строительных программ и Союзом МЖК России.
Координации деятельности в поддержку молодых семей, ее методическому обеспечению призван способствовать созданный в 1995 г. Российский центр содействия молодой семье (РЦСМС). Представительства РЦСМС в городах Астрахань, Тула, Ижевск, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Уфа, Москва, в Московской области и др. реализуют целевые региональные программы — информационные, образовательные, издательские.