Во многих странах государственные ассигнования на социальные услуги становятся объектом бюджетных ограничений, связанных с реальными возможностями бюджетов и необходимостью проведения сбалансированной государственной социальной политики. В этих условиях решение проблем социальной защищенности пожилых людей требует более активного участия гражданского общества, поскольку социальные издержки безразличия, пассивности или бездействия по отношению к зависимым пожилым согражданам слишком высоки. Одной из форм такого участия в перспективе могла бы стать приемная семья для пожилого человека. Из опыта ряда развитых стран хорошо известна модель фостерной (приемной, замещающей) семьи для детей, а также практика помещения пожилых людей в семьи с условием оплаты государством предоставляемых услуг. Разработка и внедрение в России сходной модели приемной семьи для пожилого человека может способствовать решению некоторых актуальных индивидуальных (личностных) и групповых социальных проблем.
Пожилой человек входит в приемную семью с намерением пре одолеть одиночество, получить необходимый, уход, сохранить ощущение полезности для окружающих. На другом полюсе находится семья, готовая принять пожилого человека и обеспечить ему требуемую поддержку и уход на договорных началах.
В основе отношений между сторонами лежит принцип «отсроченной оплаты» предоставленных пожилому человеку услуг, которые получает приемная семья (переход права собственности на движимое и недвижимое имущество, например, жилье), а также принцип взаимности, который позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех участников. В рассматриваемом случае ответственное лицо в приемной семье будет защищать права, распоряжаться движимым и недвижимым имуществом пожилого человека, совершая действия, принятые в обычном семейном быту, и не получая за| это вознаграждение.
Современная социально-экономическая ситуация в России позволяет вовлечь в отношения такого рода семьи различных категорий: молодые, студенческие, семьи граждан, уволенных с военной службы, и другие, многие из которых, в частности, нуждаются в разрешении жилищных проблем.
В данной модели государство, как правило, не принимает участия в возмещении затрат приемной семьи и выступает как гарант прав сторон, что не исключает при определенных обстоятельствах возмещения семье части затрат, связанных с обслуживанием пожилого-человека.
Существование приемной семьи для пожилого человека (пожилой супружеской пары) возможно только при условии строгой законодательной регламентации всех действий договаривающихся сторон и контроля со стороны уполномоченных на то государственных органов.
Развитие этой формы социального обслуживания пожилых людей возможно на основе введения в действующее законодательство института приемной семьи для пожилого человека, что сопряжено с
необходимостью накопления некоторого опыта, пригодного для обобщения (система требований, предъявляемых к приемной семье и пожилому человеку; процедуры, связанные с подготовкой и заключением договора; подбор участников; организация наблюдения и контроля над действиями сторон).
Развитие института приемной семьи позволит значительно улучшить «социальное самочувствие» пожилых людей, укрепить связь поколений, поддержать социальную мобилизацию общества.
Различия среди пожилых людей углубляет существующая градация прав и предоставляемых льгот - следствие сформировавшегося разделения пожилых граждан на множество категорий. Государство несет большой груз социальных обязательств, выполнение которых напрямую зависит от экономических возможностей. Случаи неисполнения этих затратных для бюджетов обязательств, особенно в регионах с неблагоприятной социально-экономической ситуацией, вызывают негативное отношение получателей льгот. По ряду причин система социальных льгот отдельным категориям граждан, в том числе пожилого возраста, требует реформирования, разработки механизмов постепенного перехода от категорийного предоставления социальных льгот в натуральном выражении к адресной социальной помощи.
В конкретных жизненных ситуациях лица пожилого возраста зачастую не свободны в выборе принимаемых решений, не всегда могут обеспечить осуществление своей подлинной воли. В то же время право требует, чтобы каждый обладал средствами выражения и претворения своей воли в жизнь, а сограждане и общество в целом уважали ее.
Социальная политика в отношении граждан старшего поколения России направлена на предупреждение сегрегации по возрастному признаку. Дальнейшее совершенствование законодательной базы в сфере социальной защиты пожилых людей видится в том, чтобы положения законов, защищающие каждого гражданина, разумно дополнялись нормами по поддержанию прав и свобод лиц пожилого возраста, нуждающихся в дополнительных гарантиях в силу своего состояния. Имеется в виду преимущество функционального критерия над критерием возрастным.