Пенсионная реформа
Для большинства пожилых людей важнейшее значение в области пенсионного обеспечения имеет конкретизация их пенсионных прав в действующем законодательстве, поскольку пенсии являются основным источником средств существования после наступления пенсионного возраста.
В 1997 г. практически одновременно были приняты федеральные законы «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации в 1997 г.» и «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», что значительно увеличило расходную часть бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В 1998 г. основной задачей в области пенсионного обеспечения являлась своевременность выплаты текущих пенсий и постепенное погашение задолженности перед пенсионерами. На решение этих задач направлены Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. № 1647 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 800 «О мерах по обеспечению своевременной выплаты государственных пенсий» (в редакции от 1 октября 1998 г. № 1137).
В 1999 г. одной из главных задач являлось обеспечение устойчивого соотношения минимальной пенсии и величины прожиточного минимума пенсионера, а также периодическая индексация пенсий с учетом динамики средней заработной платы в стране.
Для этого Правительством Российской Федерации приняты решения об увеличении государственных пенсий с 1 мая 1999 г. в 1,12 раза и с 1 ноября 1999 г. - в 1,15 раза. Последующая индексация осуществлена с 1 февраля 2000 г., что позволило довести среднемесячный размер пенсии по старости до 650 рублей, а к концу 2000 г. до 1000 рублей.
Кроме того, производятся единовременные компенсационные выплаты всем пенсионерам, а малообеспеченным категориям пожилых людей (около 9 млн. чел.) устанавливается дифференцированная компенсационная выплата.
В Российской Федерации пенсионные права ветеранов и пожилых людей представляют собой сложную систему. Она характеризуется множественностью нормативных правовых актов, сложной дифференциацией условий и норм пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан по различным критериям, существенными расходами на пенсионное обеспечение.
Первоначально реформа государственной пенсионной системы России предполагала полную замену распределительной системы пенсионного обеспечения на накопительную. Правительством Российской Федерации было принято постановление от 28 мая 1998 г. № 463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации»: Программой предусмотрено поэтапное внедрение накопительных элементов в государственное пенсионное страхование с перераспределением обязательств по уплате страховых взносов между работником и работодателем (на паритетной основе при соответствующем увеличении заработной платы работника). Меры в этом направлении будут осуществлены в среднесрочной перспективе при условии стабилизации социально-экономического положения Российской Федерации и начала устойчивого экономического роста.
Программой пенсионной реформы предусматривается также трансформация действующего порядка назначения пенсий в связи с особыми условиями труда путем их перевода в профессиональные пенсионные системы с одновременным введением дополнительного тарифа страховых взносов для работодателей.
Осуществление пенсионной реформы предполагает подготовку взаимоувязанных по содержанию и срокам проектов федеральных законов и правительственных постановлений, законодательных актов об основах пенсионной системы в Российской Федерации, о государственных пенсиях и обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации.
Для этого будет проведено обоснование вариантов реформирования пенсионной системы, выбора ее модели и структуры, уточнены макроэкономические и демографические прогнозы, создана репрезентативная информационная база пенсионного обеспечения, проведено выборочное обследование состава и численности пенсионеров.
В 2000 г. приоритетными направлениями реформирования пенсионной системы стало формирование нормативной правовой базы пенсионной реформы, завершение внедрения индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации как условия реформирования, оптимизации действующего пенсионного законодательства на основе более полного воплощения страховых принципов.
Имея исключительное значение практически для всего населения России, в том числе и для будущих поколений, вопрос успешного проведения пенсионной реформы является не только социальным, но в немалой степени и политическим. О проблемах пенсионной реформы говорят и пишут достаточно, однако круг затрагиваемых вопросов пока неоправданно узок. В подавляющем большинстве публикаций в средствах массовой информации затрагиваются лишь вопросы низкого уровня государственного пенсионного обеспечения и несвоевременной выплаты пенсий. Массовый читатель, в том числе и сами пенсионеры, оказались в стороне от серьезного обсуждения реформы пенсионного обеспечения. В результате население мало информировано о сути пенсионной реформы.
Предстоит шире развернуть специальную разъяснительную работу среди населения, чтобы оно с пониманием воспринимало реформу, в результате которой пенсия будет во многом зависеть отличного трудового и финансового вклада работника.
Если пенсионная реформа будет поддержана обществом, она станет фундаментом долгосрочного договора поколений и будет способствовать социальной стабильности, без которой невозможны экономический рост и устойчивое социальное развитие.