Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов - Сущность социальной политики в отношении инвалидов

§2. Сущность социальной политики в отношении инвалидов

Социальная политика по отношению к лицам с ограниченными возможностями осуществляется по двум направлениям:

•   с точки зрения общественных, глобальных проблем — изменения общественного мнения к проблеме инвалидности, формирования среды жизнедеятельности, создания системы социального и рационального трудоустройства и т. п.;

•   с точки зрения отдельного индивида — создание необходимых условий для адаптации к новым жизненным условиям с учетом индивидуальных особенностей.

В Рекомендациях к реабилитационным программам 44 сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. отмечалось, что «инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью».

Значительные усилия по изменению общественного отношения к инвалидности играет ООН, ее специализированные учреждения, другие организации международного сообщества.

В связи с этим осуществляется долгосрочная стратегия для полной реализации Всемирной программы действий в отношении инвалидов после завершения Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций. Главная цель этих мероприятий - создание общества для всех к 2000 г. и объединение усилий как развивающихся, так и развитых стран, необходимых для мобилизации внимания и ресурсов стран мира для решения проблем лиц с инвалидностью. Существенным вкладом в решение проблем инвалидности стала разработка Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (48 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, 14 декабря 1993 г.).

В России также происходит изменение отношения к проблемам инвалидности.

В 1995 г. был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором впервые в отечественном законодательстве приоритетом социальной политики государства в отношении инвалидов становится реабилитация.

Закон предусматривает ряд специальных прав для инвалидов, без которых они не могут успешно интегрироваться в общество:

•   право на медицинскую помощь (бесплатно или на льготных условиях); право на медицинскую реабилитацию (ст. 13);

•   право на обеспечение беспрепятственного доступа к информации (ст. 14);

•   право на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (ст. 15);

•   право на обеспечение жилой площадью (с оборудованием специальными средствами и приспособлениями) (ст. 17);

•   право на образование инвалидов (ст. 19);

•   право на трудоустройство (ст. 20);

•   право на материальное обеспечение (ст. 27);

•   право на социально-бытовое обслуживание (ст. 28);

•   право на санитарно-курортное лечение (ст. 29);

•   право на транспортное обслуживание (ст. 30);

, • право на создание общественных объединений (ст. 33). Во исполнение этого закона Правительство РФ своим постановлением от 13.08.96 № 965 утвердило «Положение о признании лица инвалидом» и «Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы».

Совместным постановлением Минтруда России, Минздрава России от 29.01.96 № 1/30 утверждены «Классификация и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы».

Министерство труда и социального развития РФ утвердило Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации постановление Министерства от 14.12.96 № 14). К Примерному положению приложена карта индивидуальной программы реабилитации (ИПР), содержащая мероприятия по медицинским, социальным и профессиональным аспектам реабилитации.

В соответствии с Федеральным законом Правительство РФ издало распоряжение от 19.02.96 № 210-р «О государственной службе реабилитации инвалидов» и постановление от 3.04.96 № 392 «О государственной службе медико-социальной экспертизы».

 

Министерство труда и социального развития РФ совместно с заинтересованными министерствами разработало и приняло постановление от 23.12.96 № 21/417/515 «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении». Образовательные аспекты проблемы инвалидности нашли свое отражение в постановлении Правительства РФ от 18.07.96 № 8610 о порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в государственных учреждениях. Данным нормативным актом образовательные учреждения обязывались обеспечивать получение инвалидами общего, среднего и высшего образования в соответствии с ИПР. С учетом специфики вопроса предоставления и приспособления жилья к особенностям инвалидов и возникновения новых социально-экономических условий Правительством РФ было принято постановление от 27.07.96 № 901, которым были утверждены Правила Предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, обеспечения их жилыми помещениями, оплаты жилья и коммунальных услуг.

На улучшение жилищных условий инвалидов направлено и постановление Правительства РФ от 28.02.96 № 214 о новом Перечне заболеваний, дающем инвалидам право на дополнительную жилищную площадь в виде отдельной комнаты.

Во исполнение Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2.08.95. Правительством РФ было принято постановление от 25.11.95 № 1151,

утвердившее Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Эти услуги предоставляются инвалидам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Категории населения, освобождаемые от платы за социальные услуги, предусмотрены Положением о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Оно утверждено постановлением Правительства РФ от 15.04.96 № 1196.

Юридические последствия трудовой деятельности граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания регламентируются Постановлением Правительства РФ от 26.12.96 № 1285.

В феврале 1997 г. Правительством РФ принято Постановление № 222 «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг.» и План мероприятий по реализации данной программы. В этих документах есть специальные разделы, посвященные проблемам инвалидности и инвалидов.

Анализ вышеизложенного свидетельствует о том, что стержнем социальной политики по отношению к инвалидам является реабилитационное направление, сущность которого — восстановление способностей инвалидов к относительно независимой жизнедеятельности. Наиболее распространенной организационной формой в оказании реабилитационной помощи являются реабилитационные центры. Так, например, в Самарской области успешно ведут социальную реабилитацию инвалидов 5 реабилитационных центров, планируется открытие еще 13 различных социальных учреждений по работе с лица ми с ограниченными возможностями. В Московской области функционирует специализированная программа по медико-социальной реабилитации инвалидов с привлечением как государственных, так частных и общественных организаций.

Во всех регионах России внедряются комиссии по медико-социальной экспертизе, разрабатывающие индивидуальные планы социально-медицинской реабилитации для лиц с ограниченными возможностями.