Социальная политика - Законотворчество и законодательные акты субъектов

Важное место в разработке и реализации социальной политики отводится субъектам Федерации. Они имеют право на собственное законотворчество. В регионах имеются специальные структуры, отвечающие за реализацию государственных социальных норм и стандартов и дополняющие их за счет собственных средств. Идет процесс законодательного закрепления и разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Социальная политика субъектов Российской Федерации по своей структуре и содержанию сочетает в себе общегосударственные начала и региональные особенности. Компетенция краев и областей достаточно широка, однако не безгранична: она лимитирована не только рамками Конституции и общефедерального законодательства, но и ограниченными ресурсными возможностями территории. В условиях всестороннего социально-экономического кризиса, вызванного проведением неэффективной политики преобразований в государстве, даже успешно и динамично развивающиеся регионы не могут не испытывать на себе последствий общего спада.

Очень ярким и показательным индикатором процесса институционализации социальной политики на региональном уровне выступает законодательство субъектов Федерации по вопросам социальной защиты населения. К сожалению, в условиях социально-экономического кризиса и сужения возможностей самообеспечения активных социальных субъектов, в содержании регионального законодательства значительную долю составляют нормы, направленные на социальную поддержку наиболее слабо защищенных слоев населения, на спасение индивидов и семей от голода и других последствий бедности и малообеспеченности. В первую очередь, законодательная активность представительных органов субъектов Федерации выражается в утверждении мер адресной социальной помощи населению (его наименее защищенным категориям).

Следует отметить, что все эти законодательные акты были утверждены до принятия общефедерального закона о социальной помощи (относящегося к лету 1999 г.), что свидетельствует об актуальности регулирования именно этих вопросов в региональном правовом поле. Регионы не одновременно осуществили регулирование оказания адресной социальной помощи малоимущему и низкодоходному населению своих территорий, причем, как представляется, срок принятия подобного закона не коррелирует со средним уровнем душевого дохода населения в субъекте Федерации.

Субъектами социальной политики выступают также внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования, - формирование которых ведется на основании постоянных отчислений в процентах к фонду заработной платы. В настоящее время решается вопрос создания единого социального фонда.