Структура социальной политики - Холостова Е.И. - Инструменты проведения социальной политики

Для проведения социальной политики существуют федеральные структуры законодательной и исполнительной власти -  Правом законодательной инициативы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, обладает Правительство России, которое разрабатывает и вносит на утверждение Парламента значительное число важнейших законопроектов по социальной сфере.

При Президенте Российской Федерации образован Совет по социальной политике, комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии.

В Российском парламенте работают комитеты по социальной политике; по делам женщин, семьи и молодежи; по труду и социальной поддержке, которые на нормативном уровне формируют политику в этой сфере.

Основными звеньями управления социальным развитием в России являются федеральные министерства и ведомства: Министерство труда и социального развития, Министерстве образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Комитет по физической культуре и туризму и др.

Важное место в разработке и реализации социальной политики отводится субъектам Российской Федерации. Они имеют право на собственное законотворчество. В регионах имеются специальные структуры, отвечающие за реализацию государственных социальных норм и стандартов и дополняющие их за счет собственных средств. Идет процесс законодательного закрепления и разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Социальная политика субъектов Российской Федерации по своей структуре и содержанию сочетает в себе общегосударственные начала и региональные особенности. Компетенция краев и областей достаточно широка, однако не безгранична: она лимитирована не только рамками Конституции и общефедерального законодательства, но и ограниченными ресурсными возможностями территории. В условиях всестороннего социально-экономического кризиса, вызван­ного проведением неэффективной политики преобразований в государстве, даже успешно и динамично развивающиеся регионы не могут не испытывать на себе последствий обще го спада.

Очень ярким и показательным индикатором процесса институционализации социальной политики на региональном уровне выступает законодательство субъектов Федерации по вопросам социальной защиты населения. К сожалению, в условиях социально-экономического кризиса и сужения возможностей самообеспечения активных социальных субъектов, в содержании регионального законодательства значительную долю составляют нормы, направленные на социальную под­держку наиболее слабо защищенных слоев населения, на спасение индивидов и семей от голода и других последствий бедности и малообеспеченности. В первую очередь, законодательная активность представительных органов субъектов Федерации выражается в утверждении мер адресной социальной помощи населению (его наименее защищенным категориям).

Л. И. Дурова анализирует малую часть региональных законодательных актов (табл. 2)1.

Таблица 2

 

Название закона

Дата принятия

Примечания

Закон Свердловской области "Об адресной со­циальной помощи"

28 декабря 1994 г.

Новая редак­ция от 20 ян­варя 1997 г.

Закон Тюменской области "Об адресной соци­альной помощи"

26 марта 1996 г.

 

Закон Тульской области "Об адресной социаль­ной помощи"

24 апреля 1997 г.

Действие приостанов­лено 22 янва­ря 1998 г.

Закон Ярославской области "О государственной социальной помощи в Ярославской области"

18 ноября 1997 г.

 

Закон Республики Бурятия "Об адресной социальной помощи в Республике Бурятия"

25 декабря 1997 г.

 

Закон Омской области "Об адресной государст­венной социальной помощи в Омской области"

23 января 1998 г.

 

Закон Республики Карелия "0 государственной адресной социальной помощи"

9 марта 1998 г.

 

1См.: Дурова Л. И. Институционализация региональной социальной политики. — М., 2000.

 

Следует отметить, что все эти законодательные акты были утверждены до принятия общефедерального закона I социальной помощи (относящегося к лету 1999 г.), что свидетельствует об актуальности регулирования именно этих вопросов в региональном правовом поле. Регионы не одновременно осуществили регулирование оказания адресной социальной помощи малоимущему и низкодоходному населению своих территорий, причем, как представляется, срок принятия подобного закона не коррелирует со средним уровнем душевого дохода населения в субъекте Федерации.

Одним из субъектов социальной политики выступают так же внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования, формирование которых ведется на основании постоянных отчислений в процентах к фонду заработной платы. В настоящее время решается вопрос создания единого социального фонда.