Местное самоуправление, как подчеркнуто в Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления, в системе государственного устройства создает условия для обеспечения жизненных интересов населения проводит мероприятия по социальной защите населения. Местное самоуправление в системе государственных и муниципальных органов призвано обеспечивать комплексное решение вопросов обслуживания населения, способствовать достижению тем самым в обществе политической и социальной стабильности1.
На этом уровне преодолевается ведомственная разобщенность предоставления социальной поддержки, в полной мере реализуется комплексный подход к социальному обслуживанию населения. Граждане предъявляют и удовлетворяют большинство своих потребностей именно "по месту жительства", поэтому в сфере муниципального управления сосредоточена ответственность за решение повседневных жизнеобеспечивающих задач жилого образования. Кроме того, здесь в наибольшей степени возможно проявление самоорганизации, самодеятельности населения, привлечение усилий негосударственных организаций и объединений лиц со сходными проблемами. Активизация социального потенциала самопомощи и взаимопомощи составляет тот дополнительный ресурс, который позволяет осуществлять социальную политику на местном уровне даже в крайне неблагоприятных внешних обстоятельствах.
Таким образом, рассмотрение социальной политики, осуществляемой в системе уровней государственного устройства, позволяет сделать утверждение в следующем: деятельность по разработке и реализации социальной политики будет продуктивной в следующих случаях:
• если все уровни будут действовать в единстве целей и средств,
• если будет последовательно проведено структурирование полномочий и обязанностей по каждому из уровней, с созданием их непротиворечивой системы,
• если всегда будет учитываться комплексность социальной политики.
_____________________________________
1См.: Основные положения региональной политики Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ от 3 июня 1996 года.