Структура социальной политики - Холостова Е.И. - Состояние социально-экономической сферы, подход к решению проблем

Несмотря на наличие большого количества отличительных черт все регионы, находясь в едином макроэкономическом пространстве, приобретают общие признаки и закономерности экономического развития. Это позволяет применить единый подход к решению общих проблем развития регионов с учетом имеющихся различий. Наиболее важным является учет следующих проблем:

•   вопросы разграничения полномочий и ответственности Центра и субъектов Федерации в социальной и экономической сфере, взаимодействия региональных и местных органов власти и самоуправления с хозяйствующими субъектами, Расположенными на соответствующей территории;

•   наличие тенденций к дезинтеграции экономического пространства страны, ограничение межрегионального взаимодействия, ограничение или полная потеря преимуществ территориального разделения труда;

•   наличие существенных различий между регионами в вопросах социального и экономического развития и уровня жизни;

•   наличие дефицитности бюджетов большинства субъектов Федерации;

•   дисбаланс соотношений специализации и самообеспечения регионов;

наличие достаточно большого количества территорий с особо сложными условиями хозяйствования и трудноадаптируемой к рыночным механизмам структурой экономики (Крайний Север и приравненные к нему местности, моноотраслевые промышленные районы, районы межнациональных конфликтов);

•   проблемы регионов с кризисными экологическими ситуациями; проблемы слаборазвитых и депрессивных районов и городов;

•   отсутствие или чрезвычайно слабое развитии социальной инфраструктуры новых приграничных районов.

Развитие экономики и социальной инфраструктуры регионов находится в прямой зависимости от достижений российской экономики. Значительная роль в осуществлении социальной политики принадлежит механизму и принципа распределения национального продукта производственной непроизводственной сферы. За последние годы оформились ключевые звенья рыночной многоукладной экономики, созданы важнейшие элементы инфраструктуры. Произошла стабилизация потребительского рынка, ликвидирован товарный дефицит. Высокодоходные группы населения стали образцом европейских стандартов потребления. В промышленности строительстве сформировался значительный частный и смешанный (частный и государственный) капитал. На новой рыночной основе формируется новый контур межхозяйственных связей. Начал формироваться новый для российского рынка институт финансово-промышленных групп, появляется новый слой руководителей-предпринимателей.

 

Однако пока о стабилизации социально-экономической сферы говорить рано. Не решены большинство социальных проблем. Не все члены общества имеют равный доступ как к результатам деятельности субъектов хозяйствования, так и региона в целом. От четверти до трети населения находится за чертой бедности. Объем выполняемых государством социальных функций, начиная с 1992 г., постоянно падает, денежные доходы населения также сокращаются. Большое количество людей оказались социально не защищенными. Кроме того, в ходе федерализации социальных отношений не учитывались в должной мере стартовые возможности раз­ных субъектов, не было придано должного значения таким факторам, как "очаговый" характер российской экономики и резкая дифференциация уровней социально-экономического развития субъектов Федерации, этнокультурные различия территориальных сообществ, включая особенности их демог­рафического поведения; отсутствие в стране общефедерального рынка рабочей силы ввиду значительных экономических и иных ограничителей миграционных процессов. В результате сохранились межрегиональные различия в уровне жизни и занятости. Увеличился разрыв между субъектами Федерации по основным социально-экономическим параметрам. Выросло число регионов, не способных самостоятельно обеспечивать проживающему на их территории населению "социальный минимум".

Таким образом, еще более обострилась проблема четко­го разделения сфер реализации государственной социальной политики между Центром и субъектами Федерации. Центру многими авторами исследований отводятся полномочия по разработке основной законодательной базы для реализации социальной политики1.

 

___________________________________________________

1 См., например: Колмогоров Н. П. Трехстороннее сотрудничество: Региональный аспект // Человек: социальная политика, социальное партнерство. — М.: АТиСО, 1997. С. 47-48.