Структура социальной политики - Холостова Е.И. - Трудовая обеспеченность рост уровня зарплаты, охрана труда и здоровья

Ни одна из этих возможностей не может считаться социально желательной, с точки зрения перспективной социальной политики. Сверхзанятость ведет к интенсивной и порой невосстановимой затрате сил и здоровья индивидов, дефициту внимания к семье и детям. Наиболее продуктивный вариант как для индивида, так и для общества в целом — повышение уровня оплаты труда, рост трудовой обеспеченности. В рамках этого направления применяются такие элементы социальной политики, как согласование и принятие более высоких тарифов и ставок заработной платы (в условиях рыночного хозяйства только на основе соглашения между основными агентами трудовых отношений); обеспечение своев­ременности выплаты заработной платы и наказание за корыстную ее задержку работодателями; введение тех или иных региональных (отраслевых) надбавок отдельным категориям работающих (за особые условия труда, в силу высокой соци­альной значимости, для привлечения кадров).

Наконец, функция охраны труда, которая всегда относилась к важнейшим направлениям деятельности государства, но в условиях появления множества частных работодателей приобрела особую остроту. В свое время социальная политика в известной мере вырастала на основе борьбы за охрану труда рабочих. В настоящее время стремление к сиюминутной экономии, ослабление контролирующей роли государства иногда приводит к тому, что охране труда не уделяется должного внимания, устарелое и опасное оборудование медленно заменяется новым. Здесь необходимы не только постоянные проверки, совместный с профсоюзами контроль, но также региональная стимуляция работодателей, реализующих технологии, повышающие безопасность труда, пропаганда трудоохранных мер, обучение кадров таким знаниям и технологиям. Хотя труд является источником жизнеобеспечивающих ресурсов для индивидов и для общества в целом, однако другие социальные факторы имеют не меньшую важность. Соответственно, велика роль тех разделов социальной политики, которые направлены на их обеспечение.

Социальная политика в сфере охраны здоровья. Мировое сообщество все больше признает, что здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или отсутствие не могут быть полностью компенсированы никакими другими ценностями или благами. Права индивидов в области охраны здоровья признаются международным законодательством. Так, ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах1 гласит, что государства-участники признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, для чего должно быть предприняты конкретные меры в рамках политики в области здравоохранения. Эти меры касаются медицины, гигиены внешней среды, противоэпидемической охраны территории, условий нормального питания и здорового развития детей. То есть политика в области охраны здоровья также может осуществляться исключительно всей системой органов управления, а не только органами здравоохранения.

 

_______________________________________________________

1 См.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1996-1997 г. ООН, 1966-1976.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закрепляют право на охрану здоровья (ст. 17) и медикосоциальную помощь (ст. 20), причем они обеспечиваются не только мерами по развитию здравоохранения в целом и медицины в частности, но также охраной окружающей природной среды, созданием благоприятны; условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медикосоциальной помощи. В таком подходе находит свое отражение сложная, не только медицинская, но и социальная природа феномена здоровья.

Важным фактором здоровья являются уровень и качество питания, которое должно быть рациональным, сбалансированным, отвечать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и характеру занятий. Однако в наши: современных условиях углеводный тип питания связан в первую очередь с малообеспеченностью граждан. Даже продуктовая часть прожиточного минимума рассчитывается в основном исходя их таких продуктов, как хлеб, картофель, макаронные изделия, крупы. Дефицит белка и витаминов снижает трудоспособность и сопротивляемость заболеваниям отрицательно влияет на развитие детей.

Данный аспект здоровья, прежде всего, затрагивает социальную политику в целом, так как обязательные социальные минимумы, гарантируемые государством (минимальная за работная плата, минимальная пенсия и др.), должны обеспечивать минимум средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности1.

Важными факторами политики в области охраны здоровья являются санитарное состояние территории и качество здравоохранения. Проблемы санитарной охраны являются функцией управления, включая защиту от инфекционных заболеваний, карантинных сорняков и вредителей. Ослабление управляемости на всех уровнях, потеря контроля над соблюдением стандартов коммунального обслуживания и качества продуктов ведут к постоянному росту инфекционной заболеваемости в целом и отдельным вспышкам таких болезней.

 

____________________________________

1 См.: Словарь-справочник по социальной работе. — М., 1997. С. 21