Этические кодексы социальной работы
выполняют определенные функции как в обществе, являясь одним из способов ее регламентации, так и в самой профессиональной деятельности, определяя степень и меру влияния моральных норм на субъектов деятельности и способы их повседневных действий. Устанавливая определенные критерии, необходимые для выстраивания нравственных отношений между участниками деятельности, как субъектами, так и объектами, этические кодексы призваны выполнять следующие функции:
обеспечить адекватную профессии этическую регламентацию;
создать единую морально-нравственную основу профессиональной деятельности;
служить базовым критерием для определения профессиональной пригодности специалиста;
унифицировать поведение специалистов на основе
предъявляемых к ним единых этических требований;
обеспечить однонаправленность действий на основе определенной общей системы ценностей;
обеспечить непротиворечивость этических норм, положенных в основу деятельности;
обеспечить этичность поведения и действий социальных работников, их коллективов и социальных служб;
гарантировать осуществление прав клиентов; гарантировать возможность осуществления взаимозаменяемости работников;
обеспечить преемственность действий как отдельных специалистов, так и социальных служб;
дать социальным работникам определенную свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и принципов;
содействовать повышению уровня моральности — социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;
обосновать необходимость постоянного нравственного совершенствования специалистов;
повысить моральный авторитет социальной работы в обществе;
гарантировать этическую чистоту профессии как таковой.
Социальные работники представляют собой специфическую профессиональную группу. И поскольку они в совокупности являются специфическим субъектом деятельности, о них можно говорить не как об отвлеченном объекте, а как о социальном организме, характеризующемся присущими ему стереотипами поведения и действий, социальной ролью в обществе. Этот социальный организм имеет определенный набор внутренних этических норм, в сравнении с которыми оцениваются и определяются поведение и действия каждого из отдельных его представителей, а также целостных коллективов и структур. Как в любой другой сфере деятельности, нравственные нормы в социальной работе складывались эмпирически и в настоящее время продолжают совершенствоваться с учетом научных исследований в данной области и накопленного опыта, в соответствии с ожиданиями и требованиями социума. Несмотря на то, что этические нормы в социальной работе длительное время (фактически вплоть до середины 90-х годов) не конституировались, их документальное оформление и сведение в этический кодекс началось не с нуля.
Во-первых, для современного человечества высшей базовой ценностью является человек, вне зависимости от его физического, профессионального, социального, материального статуса. Каждый индивид, согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией объединенных наций в 1948 году, обладает правами на жизнь, достойную человека, на труд, отдых, образование, охрану здоровья, социальную защиту и др. Причем право на социальную защиту, наряду с правом на жизнь, является одним из важнейших, поскольку для отдельных категорий населения система социальной защиты представляет собой основной механизм, который помогает реализовать остальные права, — на труд, на отдых, на образование и т. д. Главное же право, которое помогает осуществить система социальной защиты, — право на достойную человека жизнь, а не просто существование или прозябание.
Во-вторых, в период становления профессиональной социальной работы возник огромный интерес к традициям милосердия и благотворительности Российского государства. Изучая историю социальной работы, исследователи в том числе получали и сведения о мотивации деятельности благотворителей из разных слоев общества, о тех этических нормах и принципах, которые первоначально стихийно складывались в процессе становления и развития благотворительной деятельности и затем, с течением времени, превращались в традиции, бережно хранимые народом и передаваемые из поколения в поколение.
В-третьих, несмотря на отмечаемое многими исследователями падение нравственности современного российского общества, люди сохранили в себе человеколюбие. Национальный характер — это то качество народа, которое формируется тысячелетиями и в наименьшей степени (например, по сравнению с менталитетом или психологией) подвержено изменению. Российский народ всегда и всеми, согласно дошедшим до нас свидетельствам путешественников и торговых людей, характеризовался как народ необыкновенно добрый, милосердный, способный к состраданию, незлобивый. Тот факт, что русский человек всегда готов оказать помощь, причем не ожидая за это вознаграждения, говорит об изначальном гуманизме россиян, который может лишь до некоторой степени подавляться под влиянием обстоятельств, но не может исчезнуть бесследно.
В-четвертых, социальные работники нашей страны, формируя свои представления о социальной работе как специфическом виде профессиональной деятельности, имели возможность ознакомиться с опытом служб социальной защиты зарубежных стран, обладающих не только апробированными схемами помощи различным категориям клиентов, но и соответствующими этическими традициями и стандартами, регламентирующими их деятельность. Эти этические стандарты складывались и затем конституировались в соответствии со спецификой социальной работы в различных странах, наличием определенных традиций и потребностей в различных видах помощи.
В-пятых, социальная работа в современной России возникла как объективно необходимый, специфический социальный институт, призванный реализовать в очень сложных и противоречивых условиях периода радикального реформирования экономики и общества основной принцип гуманизма — не только признавать на словах, но и на деле относиться к человеку как к высшей ценности, а его благо считать целью общественного развития — и проводить в жизнь принцип социальной справедливости. Институт социальной работы призван защищать население от негативного влияния рыночной стихии и внедрять в общественное сознание идеалы нравственности и гуманизма.
В-шестых, специалисты, приходящие на социальную работу, привносят в нее собственные системы ценностей, сформировавшиеся под влиянием социальной действительности, жизненного опыта. Человеческий фактор в социальной работе неустраним, поскольку контакт в процессе деятельности осуществляется по типу «человек — человек». Следовательно, правомерно говорить, что личностные ценности специалиста также играют определенную роль в формировании этических отношений.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что в основе этических нормативов социальной работы в нашей стране лежит шесть основных источников:
— общечеловеческие ценности;
— этические традиции благотворительности;
— ценности современного российского общества;
— этические нормативы зарубежных стран;
— специфические ценности современной российской социальной работы;
— личностные ценности и идеалы специалистов. Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной группе
и быть достаточно авторитетным, этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям:
Он должен вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной защиты населения, достижений фундаментальной и прикладной науки.
В нем необходимо развивать и дополнять систему общечеловеческих ценностей, не противореча ей.
Ему следует быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе.
Кодекс должен базироваться на определенных принципах, наиболее полно отражающих сущность профессиональной деятельности.
Принципы и нормы кодекса должны отличаться доступностью для усвоения и выполнения. В рамках кодекса профессиональная мораль существует как упорядоченная совокупность согласованных требований, предписаний к поведению и деятельности специалиста, т. е. как определенная система, и является содержанием его профессионального долга.
Анализ требований, предъявляемых к специалисту в профессиональном кодексе, показывает, что, как правило, они могут быть условно сведены к двум группам нормативов: первая группа — это требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; вторая группа—требования к личности профессионала.