Этика социальной работы - определение направлений деятельности социальных служб

определение направлений деятельности социальных служб

Такой же проблемой является и определение направлений деятельности социальных служб, ранжирование их по приоритетам. Подходы к решению данной проблемы могут быть различными.

Первый и наиболее распространенный подход основывается на том, что социальная работа рассматривается как социальный институт, неотъемлемая часть структуры государства. В этой связи именно государству (или местным органам власти) предоставляется право определять направления деятельности структур системы социальной защиты в соответствии с направлениями государственной или региональной социальной политики. В таком случае учреждения социальной защиты становятся бюрократизированными исполнителями воли государства, которое в своей политике далеко не всегда руководствуется интересами слабозащищенных слоев населения.

Второй подход заключается в том, что органы и учреждения системы социальной защиты и отдельные социальные работники принимают активное участие в формировании социальной политики. Это наиболее целесообразный подход, поскольку, работая непосредственно с клиентами, они имеют не теоретическое представление о проблемах, но и сталкиваются с ними на практике. Следовательно, в этом случае социальные работники в своей деятельности органично сочетают интересы отдельных клиентов и всего общества, что является предпочтительным. С этической точки зрения такой подход также является оптимальным, так как позволяет учитывать интересы не только клиентов различных по видам деятельности социальных служб, но также и граждан, не нуждающихся в социальных услугах и поэтому выпадающих из поля зрения социальных служб.

Третий подход заключается в предоставлении системе социальной защиты значительной автономии и самостоятельности на основании того, что социальные работники, чья деятельность проходит в непосредственном общении с населением, действительно знают что и как нужно делать. Однако в этом случае социальная работа может зайти в тупик, поскольку предоставленная автономия может привести к отрыву от обще-

ственных интересов. Социальная работа не может быть автономной уже в силу того, что она существует не на собственные средства, а на средства государственного и местного бюджетов, и в этом случае логично ожидать от государственных и местных органов власти вмешательства с целью координации деятельности социальных служб с основными направлениями развития общества.

То же можно сказать и о профессиональной деятельности отдельного социального работника: он представляет учреждение социальной защиты и поэтому зависим от общих установок данной службы, ее целей и задач. Но в решении конкретной проблемы конкретного клиента или в решении проблем социальной службы он в границах, определенных нормативными документами, самостоятелен, и единственным критерием его деятельности является в конечном счете благо клиента.

Наиболее характерными и типичными видами деятельности социальных работников, требующими адекватной этической регламентации, являются научные исследования (проблем клиентов и их групп, деятельности социальных служб, социальных проблем общества и т. д.), непосредственная работа по оказанию всесторонних услуг клиентам и деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров на всех уровнях.