Этика социальной работы - Основой этического кодекса социального работника является моральная норма

Основой этического кодекса социального работника является моральная норма

общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника в его отношении к субъектам социальной работы (в том числе и к клиентам), справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Нормы профессиональной морали в социальной работе это не только инструмент для достижения цели, но и средство регуляции поведения специалиста.

Нормы профессиональной морали это императивы, объективно обусловленные взаимодействием социальных, групповых и личностных интересов и требующие от специалиста определенного, социально необходимого и профессионально обусловленного поведения. Норма профессиональной морали может иметь разную степень обобщения, в связи с чем можно различать общие и частные нормы профессиональной морали социального работника.

Общие нормы профессиональной морали в социальной работе охватывают большой спектр реальных отношений специалиста. Например, требования быть гуманным, проявлять любовь к людям, стремиться к достижению общественного блага и блага клиента (см. приложения 1, 2), естественно, являются нормами, которыми социальному работнику следует руководствоваться в повседневной деятельности, однако содержание этих требований является довольно неопределенным; в каждую историческую эпоху они наполнялись специфическим содержанием, отражавшим систему ценностей конкретной эпохи, общества или социальной группы.

Частные нормы профессиональной морали социального работника раскрывают специфику профессиональной деятельности, конкретизируя ту или иную общую норму. Они обобщают лишь какую-либо группу идентичных отношений специалиста к субъекту отношений, а следовательно, до некоторой степени определяют характер действий социального работника. К таким нормам, например, относится честность в отношениях с клиентом и т. п.

Помимо моральных норм, этический кодекс социального работника содержит моральные правилаконкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, они отражают динамику развития общественных отношений и системы социальной защиты населения, постоянно обогащаются новыми требованиями к своему содержанию.

Этический кодекс содержит также принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник в своей повседневной деятельности; например, содействовать удовлетворению разумных интересов клиента, быть объективным в оценке его обстоятельств и качеств личности и т. п. Необходимо иметь в виду, что принципы, заложенные в кодексе, носят не абсолютный характер. В случае если они входят в противоречие с нормами и принципами общественной морали, предпочтение следует отдать общественной морали.

Так, например, практически все кодексы содержат в той или иной формулировке принцип конфиденциальности, в соответствии с которым социальный работник имеет право сообщать сведения, полученные от клиента или о клиенте только с его согласия и только тем лицам, которые принимают участие в решении проблем клиента. Однако не исключены ситуации, когда социальный работник может стать обладателем информации о совершенном его клиентом преступлении или других действиях, влекущих за собой ответственность. В этом случае социальный работник должен руководствоваться не столько принципом конфиденциальности, сколько своим гражданским долгом, поскольку соблюдение в данной конкретной ситуации конфиденциальности наносит ущерб общественным интересам и общественной морали.

Вместе с тем этический кодекс социального работника, особенно это касается кодекса, принятого объединением социальных работников многонационального государства, отражает до некоторой степени и обычаи и традиции, сложившиеся в процессе становления первых форм взаимопомощи, благотворительности и затем — социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности (см. приложение 2). В традициях российской благотворительности такие формы деятельности, как помощь каждому нуждающемуся («слепня»), общинная и общественная помощь в виде призрения и др. Учет национальных особенностей является важнейшим фактором, влияющим на эффективность социальной работы, ее статус и престиж в обществе.

Этические кодексы, принимаемые в различных странах ассоциациями и союзами социальных работников, непременно содержат требования к качествам личности специалиста. Личность специалиста, ее нравственные качества играют, как уже отмечалось важнейшую роль в повседневной практической деятельности, оказывают воздействие на социальное самочувствие и психологический статус клиента, влияют на моральный уровень всего общества. Понимая это, специалисты обоснованно предъявляют повышенные моральные требования к себе и своим коллегам и вносят в профессиональные этические кодексы требования к качествам личности специалиста.

Личностные качества, необходимые профессиональному социальному работнику, могут быть сведены в две основные

группы:

— качества, необходимые в практической деятельности (работе с клиентом или группой клиентов, взаимодействии с коллегами);

— качества, необходимые для профессионального и личностного роста социального работника, его самосовершенствования.

Ряд авторов выносят в отдельную, третью группу волевые качества социального работника. Однако нам представляется, что волевые качества необходимы социальному работнику как в работе с клиентом, так и в работе над собственным профессионально-квалификационным и духовно-нравственным уровнем, поэтому они должны органично входить в обе группы качеств.

Как бы то ни было, социальные работники понимают, что соответствие личности всем тем конкретным требованиям, которые предъявляются к специалисту в области социальной работы, — быть честным, добрым, способным и готовым к сочувствию и сопереживанию, иметь силу воли и др. — свидетельствовало бы о совершенстве личности, которую в реальной действительности найти не так легко. Не всегда возможен и эффективен профессиональный отбор, осуществляемый при приеме на работу или в учебное заведение соответствующего профиля. В связи с этим в кодексах подчеркивается необходимость постоянного профессионального и нравственного совершенствования специалиста, его личностного роста, — что может быть достигнуто в результате самоанализа, и постоянной работы над собой.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что этический кодекс социального работника, при всей его устойчивости и целостности, не является замкнутой системой. Он открыт и динамичен (см. приложения 1, 2), и это понятно: нравственные отношения, нормы и требования, отраженные в кодексе, не могут и не должны быть неизменными, косными; они обязаны отражать не только перемены в обществе, динамику его развития, изменения статуса отдельных социальных групп и индивидов, но и изменения, неизбежно происходящие в связи с этим в самой профессиональной деятельности, ее сущности и содержании, формах и методах. Эти перемены должны отражаться на содержании норм и правил, заложенных в кодексе, должны стимулировать и внесение в него новых, обоснованных, норм и правил, которые будут опосредованно реализовываться в повседневной профессиональной деятельности на любом из уровней социальной работы.