ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема: Введение в курс
Содержание темы:
1. Предмет, цели и задачи курса.
2. Принципы построения и структура курса.
3. Понятийный аппарат.
4. Периодизация.
5. Характеристика основных источников и литературы.
Конспект лекции
Предметом изучения курса является процесс зарождения, становления и развития основных этапов, факторов системы государственной, церковной, общественной и частной благотворительности в России IX — конца XX в.
Цель курса — вооружение учащихся знанием об изменениях в социальной организации российского общества, о направлениях социальной политики, государственной системе управления социальным обеспечением, формах и методах социальной работы и забота россиян о нуждающихся в этом соотечественниках, об особенностях осуществления общественного призрения категорий граждан в дореволюционной России, в период революционных потрясений и после Октября 1917 года.
Изучение опыта, накопленного благотворительной Россией, поможет студенту расширить и углубить его гуманитарные знания, восстановить и на практике применить утраченные или забытые национальные традиции русской филантропии и социальной помощи. Курс призван также способствовать формированию патриотической и гражданской позиции студента.
Предлагаемая периодизация, с одной стороны, следует традициям русской дореволюционной историографии в областях общественного призрения, с другой — выделяет иную логику развития процесса, исходя из идеи социогенетического оформления и развития способов помощи и взаимопомощи у этнических групп в их культурно-исторической перспективе (М.В. Фирсов).
1. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи у славян до Х века.
2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (XII—XIII вв.).
3. Период церковно-государственной помощи (XIV — вторая половина XVII в.).
4. Период государственного призрения (вторая половина XVII
— вторая половина XIX вв.).
5. Период общественного и частного призрения (конец XIX
— начало XX вв.).
6. Период государственного обеспечения (1917—1991 гг.).
7. Период социальной работы (начало 90—1991 гг.).
Основными источниками курса являются: законодательные,
программные, уставные финансовые документы, отчеты и другие материалы различных благотворительных обществ и учреждений; литература монографического и методического характера; материалы газет, журналов, сборников конференций и съездов; библиографические и учебные пособия по курсу, справочники и словари.