История социальной работы в России - Тема: Благотворительность первых русских князей

Тема: Благотворительность первых русских князей

Содержание темы:

1.  Принятие русскими князьями этических норм Вселенских соборов православной церкви.

2.  Формирование княжеских приоритетов в деле помощи, законодательное оформление института вдов, нищих, сирот.

3.  Светские и церковные уставы о функциях и полномочиях в деле призрения.

4.  Устав Владимира I.

5.  Земский и Церковный устав Ярослава Владимировича.

6.  Помощь, выкуп пленных, лечение, обучение — важнейшие функции общественного призрения русских князей.

7.  «Социальные программы» русских князей.

8.  «Популистская политика» в деле личного милосердия: кормление, раздача милостыни, благотворительные пиры, постриги, строительство церквей.

Конспект лекции

Вводя православное христианство на Руси, князь Владимир, будучи, как свидетельствуют летописные источники, от природы человеком широкой натуры, сам глубоко воспринимал его положения, обращенные к душе человека, призывающие людей заботиться о ближних, быть милосердными. Он велел «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье и питье и деньги из казны». Кроме того, он велел сделать телеги, куда клали хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед в бочках, квас, возили по городу, спрашивая: «Где больные и нищие, которые не могут ходить?». Таким и раздавали. В честь побед и во время праздников также устраивались кормления народа. В 996 г. Владимир издает устав, по которому церкви поручалось общественное призрение. Финансировалось оно за счет «десятины».

Призрение бедных и убогих постепенно становилось предметом постоянного внимания княжеской и духовной власти.

Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, где обучал на своем иждивении 300 юношей.

Владимир Мономах, отличавшийся особой заботой о бедных и убогих, составил «Духовную» своим детям, в которой

была выражена забота об их нравственном состоянии, о необходимости быть внимательным к нуждам народа: «Если поедете по земле своей, не давайте отрокам обижать народ, напоите, накормите бедняка...».

По мере укрепления государства после свержения монголо-татарского ига в развитии общественного призрения стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое — продолжение традиций Владимира I, Владимира Мономаха, показывающих пример личного благодеяния. Второе — усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви.

Иван Данилович Калита (1328—1314 гг.) носил с собой кошелек и раздавал милостыню.

Борис Годунов (русский царь с 1598 г.) обещал, что в государстве никто не будет терпеть нужды и бедности. В 1601— 1602 гг. по случаю неурожая он указал привезти в Москву «великое множество хлеба» из окрестностей России, где бояре и дворяне должны были продавать его за полцены. Чтобы дать работу людям, он обязал имущих строить разные каменные дома, так была сооружена в Кремле колокольня «Иван Великий». Для помощи бедствующим жителям Смоленска он послал 20 тыс. рублей.