Тема: Культурно-исторические предпосылки зарождения и развития благотворительности в России
Содержание темы:
1. Древние письменные свидетельства гуманистических чувств славян.
2. Патриархальное рабство.
3. Родовой тип общественного устройства.
4. Занятия славян. Влияние географических и природных факторов.
5. Деятельность славянских просветителей Кирилла и Ме-фодия. А. Тойнби и Н. Бердяев о сущности русской духовности.
6. Роль христианства.
Конспект лекции
У каждого народа сложилась своя неповторимая история. Вместе с тем у них есть и нечто общее — способность к состраданию. Не были лишены этих гуманистических чувств и славянские племена, о чем свидетельствуют письменные источники древности. В них отмечено гостеприимство, ласковость славян, обхождение с пленными.
Миролюбие славян формировалось под влиянием: а) их быта; б) основных занятий; в) типа общественного устройства; г) особых географических и природных факторов (формирование темперамента); д) необходимости коллективной защиты от соседних племен; е) деятельности просветителей Кирилла и Мефо-дия, создавших в 898 г. единый книгописьменный славянский язык, способствовавший формированию особой славянской духовности россиян, отличающейся предрасположенностью к добру и справедливости, сострадательности.
Весь ход социально-экономического и культурного развития восточных славян подготовил благоприятную почву постепенного восприятия ими православной христианской веры. Она была созвучна с характером, нравами русского народа, с его природной духовностью и открытостью.
В этой связи обращает на себя внимание некоторая односторонность в подходах западных и отдельных отечественных исследователей к выявлению сущности русской духовности, ее истоков, абсолютизирующих при этом значение христианства и отрицающих тем самым естественно-историческую первооснову и самобытный характер россиян. Например, западно-английский историк А. Тойнби в своей схеме развития земных цивилизаций исключает русскую цивилизацию, относя ее формально к восточно-христианской. Русский философ Н.А. Бердяев утверждал, что «душа русского народа сформирована православной церковью...».