Тема: Оформление государственных институтов поддержки. Зарождение светских благотворительных тенденций
Содержание темы:
1. Княжеская благотворительность.
2. Стоглавый собор и реформа государственной помощи.
3. Оформление централизованных государственных подходов к проблеме помощи. Приказы и их роль.
4. «Убогие дома», «Божьи дома», «Скудельницы» — институты церковно-приходской помощи.
5. Оформление светских подходов в практике частной благотворительности.
6. А. Ордын-Нащокин, князья Ф. Ртищев и Я. Черкасский, боярин А. Матвеев, архимандрит Никон как деятели благотворительности XVII века.
Конспект лекции
Постепенно с развитием структуры управления государства возникают ведомства, которые берут на себя функции «защиты и порядка», то есть проявляется то передаточное звено между «волей князя» и поступком, действием, которое направлено на помощь и поддержку нуждающимся. Приказы как гражданская система поддержки становятся ведущей формой помощи и защиты, контроля за церковной жизнью. Например, приказ Большого двора выдавал милостные деньги монастырям и церквям из государственной казны, Полоняничный приказ ведал выкупом пленных.
При Иване IV закладывается традиция, согласно которой верховная власть начинает контролировать церковь.
В Судебниках 1550 г. впервые ставился вопрос о правомерности призрения лиц, не являющихся «клиентами» церкви. В решениях Стоглавого собора (1551 г.) царя Ивана IV наиболее четко прозвучала идея о необходимости общественного призрения. Ставилась задача (глава 73) выявить во всех городах всех прокаженных и престарелых, построить для них в каждом городе мужские и женские богадельни и содержать их там, обеспечивая одеждой и питанием за счет казны.
Государственная власть официально легализовала институт нищенства, так как монастыри не могли решить эту проблему. Причинившие нищим насилие должны были платить штраф.
Регулируются государством цены на хлеб в период массового голода. В 1603 г. появляется указ, разрешающий «отпускать на волю» во время голода работные семьи на прокорм без оформления отпуска на волю.
Система «санитарно-полицейских» мер против распространения морового поветрия подкрепляется законами и указами. Подьячие, решеточные приказчики оповещали население о падеже скота, контролировали качество мяса.
Переосмысление происходит и в подходах ко вдовам и детям. Казна берет на себя призрение тех вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на государственной службе. Это «пенсионное» право выражалось в форме раздачи «земель на прожиток».
Первым шагом к созданию в России государственного управления общественным призрением явилось поручение царя Михаила Федоровича заниматься этим важным делом Патриаршему приказу, а несколько позже — Аптекарскому приказу.
Вместе с распространением государственных принципов защиты начинают осуществляться светские подходы к помощи и поддержке нуждающихся — частная благотворительность. Она выражалась в тот период в мерах помощи, связанных с голодом, а также устройством больниц для нищих.
Бывший хранитель государственной печати А. Ордын-На-щокин, завершив государственную службу, постригся в монахи, завел больницу и сам служил больным.
Патриарх Никон помимо раздачи хлеба и денег лечил больных.
Федор Ртищев купил домик и содержал там 13—15 человек: кормил, снабжал лекарством.
Помещица Ульяна Осорьина в голодные годы разделила участь своих крестьян, ухаживая за больными и немощными.
Возникают благотворительные общества. Их до XVIII в. в России было 4, благотворительных заведений — 13.