Тема: Церковно-монастырская система благотворительности
Содержание темы:
1. Идеология церковно-монастырской системы помощи.
2. Первые монастыри как очаги милосердия.
3. Социокультурные проблемы монастырской благотворительности.
4. Характеристика приходской системы поддержки.
Конспект лекции
Церковь взяла под свой контроль всю юридическую жизнь общества, а также благотворительность.
Именно церковь собирала подаяния для тех, кто не мог самостоятельно прокормиться. В период голода она продавала дорогие предметы утвари, и полученные средства тратились на пропитание нуждающихся, а также выкуп пленных. Церковь имела
целую сеть институтов: заведения для стариков, для содержания бедных, больных, сирот, престарелых, для воспитания и обучения юношества. Большая роль отводилась епископам. Они наблюдали за выполнением многочисленных правил, в частности правил о выкупе пленных и предоставлении им свободы, о детях, брошенных родителями; занимались организацией попечительства.
В XI в. возникают крупные монастыри как «аристократические закрытые организации для религиозных потребностей княжеской семьи». В них были свои лечебницы. Позднее появляются мирские монастыри. Мир выбирал и финансировал церковный клир, чтобы он служил «филантропическим целям», на случай старости, болезни, инвалидности.
Церковная практика помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двум основным направлениям: помощь через монастыри — монастырская система помощи и помощь через приходы — приходская система помощи. Наряду с данными видами поддержки существовала и языческая форма помощи — «слепня», подаяние, которое затем переосмысливается в контексте христианской морали как милостыня.
Монастыри выполняют четыре основных функции: лечения, обеспечение неимущих (милостыня), обучение и контроль.
Постригающиеся в монашеский сан обязаны были приносить дар монастырю, что позволяло вести стабильную и сытую жизнь в его стенах. Так складывается «пансионная» система поддержки. Дар приносился в виде земельных угодий.
Деятельность приходов не ограничивалась только оказанием помощи калекам, увечным, нищим. Они рассматривали различные судебные дела, среди них: разводы, споры, отравления.
Перед нашествием монголо-татар в Киевской Руси насчитывалось 120 монастырей.