История социальной работы в России - Тема: Золотой век и кризис монастырской системы помощи

Тема: Золотой век и кризис монастырской системы помощи

Содержание темы:

1.  XIV век — золотой век русского монашества.

2.  Монастыри как центры духовного, нравственного наставления русского народа, обители помощи и поддержки нуждающихся.

3.  Раскол церкви и кризис монастырской системы помощи.

Конспект лекции

Парадигма помощи и поддержки в период с XIX в. по первую половину XVII в. существенно изменяется. Для этого времени характерны три основные тенденции, три формы поддержки и защиты нуждающихся: монастырская система помощи, государственная система защиты и первые светские тенденции благотворительности.

Монастырская система помощи представляет два основных этапа развития монастырей. Первый — объединение земель вокруг монастырей в центральной части Руси (XIV—XVI вв.), второй — колонизация Севера (XVI—XVII вв.).

В XIV веке меняется характер монастырского управления. На смену ктиторским монастырям, основанным князьями и епископами, приходят монастыри-вотчины.

Ктиторские монастыри (более 200 лет) заложили основу «пансионной системы» поддержки не только для мужчин, но и для женщин. Многие русские княгини или их мужья специально строили монастыри для проведения оставшегося срока жизни в его стенах.

Монастыри-вотчины скупали земли и становились крупными земельными собственниками. Дополнительному их обогащению способствовали всевозможные вклады, дары и освобождение от пошлин со стороны князей, которые искали в лице церкви союзников.

Крестьяне шли в монастыри, ибо они освобождались от пошлин и податей, от юрисдикции местных властей. Именно приход работного люда делает монастыри сильными и изобильными.

Богатство монастырей приумножали и частные вклады — от церковной утвари до земельных наделов. Вклады жертвовались с различными условиями — с поминанием вкладчиков после смерти, с кормлением от их имени нищих и т. д.

Селившимся на монастырских землях «давалась свобода от податей на 10—20 лет» (остальные платили оброк и 12 видов дани). Таким образом, монастыри играли роль своеобразных страховых учреждений не только по случаю смерти, но и по старости. Внесение вклада было обязательным условием, чтобы иметь «страховой полис».

Однако постепенно желающим попасть за монастырские стены предлагалось вносить все большие и большие суммы, то есть устанавливалась своеобразная система «закрытого призрения».

Становясь крупнейшими собственниками, монастыри рано или поздно должны были столкнуться с государственной властью. Окончательное подчинение церкви государственной власти произойдет в XVIII веке. В этот период развивается государственное призрение. Оно создается на основе ограничения власти церкви, в том числе и в деле призрения.