История социальной работы в России - ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

АГАПЕ (греч. любовь к ближнему). В отличие от эроса, страстной любви, А. имела значение деятельной, одаряющей любви; специальный термин, в I в. н. э. обозначает вечернюю трапезу у ранних христиан, во II в. А. — самостоятельный культовый обряд; А — важное понятие в философии Плотина.

АЛЬТРУИЗМ — (фр. а1truisme, от лат. а1tег — другой) — нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям; готовность жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму; данное понятие вводится Коптом.

БЛАГОТВОРЕНИЕ — благодеяние, доброделание.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — впервые встречается у Н.Н. Карамзина. Однако активное использование слова осуществляется во второй половине XIX столетия, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты. Под Б. понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся. В XX веке до 90-х годов данное понятие интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе; сегодня под Б. понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся.

БОБЫЛЬ — по мнению Татищева, слово татарского происхождения, означающее «неимущий». Бобыли принадлежали к крестьянству, которое не имели пашни. Основное занятие — промыслы, до 1625 г. не платили государственных податей.

БОГАДЕЛЬНИ — образовано от словосочетания Бога деля; в XIX в. — социальные учреждения приказов общественного призрения, предназначенные для убогих, увечных и престарелых всех сословий, не имеющих родственников для их материальной поддержки и обеспечения. В Б. за определенную плату принимались инвалиды, нижние чины сухопутных и морских войск, сыновья нижних почтовых чиновников, не имеющих средств к существованию, солдатки, вдовы, неизлечимо больные, умалишенные, престарелые, калеки. Б. выступали в качестве пенитенциарных учреждений для следующих социальных групп: увечных бродяг, не способных к следованию в Сибирь; женщин с

грудными младенцами, высланных на поселение до истечения срока кормления, увечных из арестантских рот; исключенных за пороки из духовного звания; нищих из разночинцев; по состоянию здоровья не имеющих возможности к самообеспечению.

БОЖЬИ ДОМА (см. СКУДЕЛЬНИЦЫ)

БОЛЬНИЦА — отдаленное место в монастыре для призрения и лечения странников и нищих.

БРАТЧИНА — древнейший обрядовый обычай славян. Братья — люди, объединенные общими занятиями, условиями жизни; праздник, праздничный ритуал. Так назывались совместные праздники в складчину: ссыпщина, ссыпка, мирщина (они несли не только обрядовый, но и благотворительный характер). У южных славян Б. выражалась в призрении больных и бедных, погребении усопших.

ВДОВА, ВДОВИЦА — женщина, лишившаяся мужа; состояние, оцениваемое в народной традиции как социально ущербное. Согласно законам Моисея, вдовы имели те же льготы, что и бедные и неимущие, они оставались на попечении родственников, общества, имели долю в жертвах и десятине, им отдавались снопы, забытые в поле, остатки маслин на деревьях и виноград. В период раннего христианства В. содержались на общественный счет, получая ежедневное пособие.

В Древней Руси (возможно, впервые) официально «институт вдов» на уровне княжеской власти узаконен Владимиром I (Устав 996 г.). Именно тогда вдовы попадают под защиту церкви с рядом других категорий нуждающихся.

В народных традициях у южных и восточных славян В. не могли участвовать в целом ряде культовых ритуалов, с ними связывают как злое, так и доброе начало. Так, во время мора скота В. совместно с невинными девушками и беременными опахивают село, либо для предохранения от чумы девять В. изготавливают обыденную рубашку.

ВЕЛИКОДУШИЕ — положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает.

ВЕРВЬ — волость, округ, община, мир; мера земли в Древней Руси.

ВЗАИМОПОМОЩЬ — взаимовыручка, в более узком экономическом смысле — форма обмена, зародившаяся в первобытной общине с появлением распределения по труду и личной собственности.

ВРАЧЬ — гадатель, первоначально знахарь, колдун, лечивший чарами, заговорами и наговорами.

ГУМАНИЗМ — принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способностей к совершенствованию; требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье.

ДЕТСКИЕ ДОМА — воспитательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, организовываются в 20-х гг. XX столетия в связи с ликвидацией детской беспризорности. Реорганизованы в 50—60-х гг. в школы-интернаты.

ДЕТСКИЕ ПРИЮТЫ — благотворительные (негосударственные) учреждения различных ведомств. Предназначены для призрения и воспитания сирот и бездомных детей (например Ведомство учреждений императрицы Марии, Общество посещения бедных и т. д.).

Воспитание и призрение детей в Д. п. осуществлялось на средства частной благотворительности. Как правило, дети получали начальное сельское образование. В зависимости от финансирования в этих заведениях могли открываться ремесленные классы. Д. п. были распространены не только в городах, но и деревнях, к 1917 году их насчитывалось 538, где одновременно призревалось около 30 тыс. детей.

ДОМА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ (то же, что и дома (гошпи-тали) для зазорных младенцев в XVIII в., дома ребенка в XX). С начала XIX в. специальные учреждения для призрения детей грудного возраста, покинутых родителями. После вскармливания младенцы отдавались на воспитание в семьи, которым выплачивалось денежное пособие. Детей могли усыновлять либо воспитывать до 18 лет с последующей припиской их к мещанским, цеховым, сельским казенным обществам.

ДОМА ДЛЯ ЗАЗОРНЫХ МЛАДЕНЦЕВ (то же, что и воспитательные дома в XIX—X вв., дома ребенка). В 1706 г. митрополитом Иовом под г. Новгородом основан первый приют для зазорных (оставшихся без попечения) детей. Согласно Указу 31

января 1712 г. Петр I официально узаконил дома для зазорных младенцев, а 4 ноября 1715 г. в России официально запрещен инфатицид (убийство ребенка), за который приговаривали к смертной казни. В Д. м. позволялось принимать малолетних арестантских детей до выхода их родителей из тюрем; малолетних бродяг мужского пола, которые оставались на попечении до достижения совершеннолетия.

ДОМА ДЛЯ НЕИЗЛЕЧИМЫХ — в XIX в. учреждения общественного призрения, предназначенные для неимущих, неизлечимых больных.

ДОМА РЕБЕНКА — учреждения в РФ для воспитания и оказания помощи детям раннего возраста, оставшимся без попечения родителей, а также детей с дефектами психического и физического развития.

ДОМА СИРОТСКИЕ — в XIX в. государственные учреждения приказов общественного призрения, предназначенные для воспитания и призрения сирот обоего пола до 12 лет. В сиротские дома определялись дети из купеческих, мещанских слоев, людей цеховых, посадских, разночинцев, свободного состояний. Сироты-мальчики по достижении 12 лет устраивались в местные гимназии, в фельдшерские школы, в школы садоводства, шелководства, виноделия, земледельческие школы, к благотворителям, к купцам, фабрикантам, художникам, ремесленникам, в казенные и частные типографии. Сироты-девочки — в девичьи воспитательные заведения, частные пансионаты, к благотворителям, к мастерам. Сироты-мальчики по усмотрению приказов общественного призрения после окончания гимназии могли продолжать обучение в университетах (согласно указу от 30 декабря 1852 г.).

ДОМА ТРУДОЛЮБИЯ — благотворительные заведения, осуществляющие трудовое перевоспитание нищих путем предоставления им работы и приюта. Основателем первого Д. т. в России был о. Иоанн Кронштадтский, в 1881 г. открывший такое заведение.

ЖЕНЬ — центральная категория в учении Конфуция. Ж. трактуется как милосердие, человеколюбие. Смысловая основа понятия изменяется в зависимости от контекста употребления. Так, милосердие в Поднебесной определяется как почтительность, великодушие, искренность, сообразительность, благодеяние.

ЖИТНЫЕ ДВОРЫ — учреждения в Древней Руси. Они находились в городах и предназначались для запаса хлеба в период неурожая. Преобразованы в дальнейшем в житный приказ, а позднее в соединении со стрелецким приказом реорганизованы в провиантскую канцелярию.

ЗАЗОРНЫЕ МЛАДЕНЦЫ — понятие в XVIII в., применяемое к родившимся детям, чьи родители не состояли в законном браке.

ЗАКАТ, ЗАКЯТ — один из пяти столпов ислама, добровольная очистительная милостыня.

ЗАПАД — геополитическое пространство, населенное народами, унаследовавшими греко-римскую культуру античности и христианство.

ИЗГОЙ — субъект, в силу каких-либо обстоятельств не связанный с крестьянской, родовой, семейной общностью. Го-ить — принадлежать общине, принимать ее уклад, образ жизни, следовать ее нормам и ценностным стереотипам. В Уставе о церковных судах XII в. к И. относились: попов сын, грамоте не обученный, холоп, разорившийся купец, аще князь осиротеет.

ИНВАЛИДНЫЕ ДОМА — в XIX в. учреждения приказов общественного призрения, предназначенные для увечных воинов.

КАЛИКА — калека, нищий, слепой, просящий милостыню обычно во время церковных праздников.

КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ — странники, побывавшие в святых местах; бродячие нищие, живущие подаянием Христовым именем.

КТИТОР — создатель храма или монастыря, вкладчик, попечитель, староста церковный.

МЕЦЕНАТ — имя римского государственного деятеля, прославившегося широким покровительством поэтам и художникам; богатый покровитель науки и искусств.

МИЛОСЕРДИЕ — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемых посредством дел милостей телесных и милостей духовных. Дела милостей телесных: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить находящегося в темнице, посетить больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве. Дела милостей духовных: отвратить грешника от заблуждения, несведущего научить истине и добру, подать ближнему добрый совет, молиться за него Богу,

утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали другие, от сердца прощать обиды.

МИРСКОЕ ПРИЗРЕНИЕ — территориальная система помощи в XIX в., осуществляемая волостными обществами. Основные виды помощи: призрение сирот, инвалидов, больных, бедных, попечение умалишенных.

НИЩЕПИТАТЕЛЬСТВО — кормление нищих, в XVI в. одна из открытых форм поддержки крайне бедных и убогих. Оформлено законодательно решениями Стоглавого собора в 1551 г. (ст. 10, 73) применительно к людям Церкви.

НИЩИЕ — определенное сословие людей, не имеющих собственности, навыков трудовой деятельности, промышляющих сбором подаяний. В народных поверьях — нищий посредник между реальным и потусторонним миром, непременный участник всех похорон и поминок, а также связанных с ними обрядов. К XVII в. оформляются определенные разряды нищих: богадельные, кладбищенские, дворцовые, церковные, гулящие, лежанки. В XVIII в. институт нищенства обмотается вне закона (указ от 21 января 1712 года). Трудоспособных нищих определяют насильно в работные и прядильные дома. Тем не менее это явление продолжает существовать и в XIX, и в XX вв., как в начале, так и в 90-х годах, приобретая формы профессиональной деятельности (см. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НИЩЕНСТВО).

ОБЩЕСТВА ВСПОМОЩЕСТВОВАНИЯ, ВСПОМОЖЕНИЯ — частная организованная благотворительная помощь; определенная форма сословной, профессиональной взаимопомощи в XIX в. В основе обществ — касса взаимопомощи, капитал, которой образуется посредством ежегодных частных взносов. Касса используется для нужд лиц, не имеющих средств к существованию. Первые кассы учреждены в Саратове на содержание вдов и сирот пасторов протестантских колонией (1806 г.), в Дерите (1813 г.), в Санкт-Петербурге в 1822 г. для вдов и сирот биржевых маклеров.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ — организованная система помощи в XIX в. со стороны государственных институтов или общества нуждающемуся населению. Система общественного призрения представлена министерством внутренних дел, земскими и городскими учреждениями, учреждениями императрицы Марии, Императорским человеколюбивым обществом, попечительствами о бедных различных ведомств, частными благотворительными обществами (историческая парадигма помощи — модель защиты и поддержки нуждающихся).

ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ — государственная форма поддержки нуждающихся в XIX в.; предоставление заработка крестьянам в период массового голода и неурожаев. Основные виды общественных работ: работы по водоснабжению, устройству плотин, водохранилищ, каналов; работы по укреплению почвы, дорожные работы; лесорубные и распилочные работы; строительные работы, работы по заготовке материалов.

ПАНСИОНЕРЫ ПРИКАЗОВ — стипендиаты приказов (общественного призрения), обучающиеся за казенный счет в гимназиях и университетах. По окончании учебных заведений пансионеры обязаны служить по гражданскому ведомству не менее восьми лет, получая оклады согласно занимаемым должностям.

ПОДВИЖНИЧЕСТВО — вид нравственной деятельности, выполнение моральных требований вопреки крайне неблагоприятным социальным условиям или обстоятельствам личной жизни, враждебной окружающей среде и давлению извне, стойкое перенесение трудностей, тягот, лишений; самопожертвование.

ПОГОСТ — первоначально место гашения, стан для князей, княжих мужей для сбора лани и суда; исторически сложившееся место строительства церквей, в дальнейшем церковный двор получил название погост, позднее š— кладбище при церкви.

ПОЛОНЯНИЧНЫЕ ДЕНЬГИ — сбор средств в патриарший казенный приказ для выкупа пленных.

ПОМОЧИ — совместная крестьянская работа в помощь кому-либо, за участие в которой работникам предлагалось угощение. Основные виды помочей: уборка чего-либо (хлеба, проса, и др. культур); толоки, зажоны, покос, молотьба, супряги (взаимное использование быков или коней для обработки земли), помотаю — судебная пошлина пособие невинно оклеветанному.

ПОМОЩНИК — в христианском мировоззрении существо, подобное Адаму, которое должно вспомоществовать помогать в воспитании детей и во всех нуждах.

ПОМОЩЬ НА ДОМУ — особый вид лечебно-профилактической помощи в СССР (теперь в СНГ). Медицинская помощь оказывается на дому всем больным, которые не могут по состоянию здоровья явиться в поликлинику.

ПРАВДА — употреблялось в значении слова закон; старинный обычай.

РЕДИСТРИБУЦИЯ — передача части произведенного общинниками избыточного продукта в распоряжение вождей на различные общественные нужды.

РЕЦИПРОКАЦИЯ — взаимопомощь, взаимный обмен дарами, услугами.

САМСАРА, САНСАРА — так называется в индийской философии повторяющийся благодаря новому рождению цикл индивидуального жизненного процесса.

СКЛАДЧИНА (см. БРАТЧИНА) СКУДЕЛЬНИЦЫ — первоначально могилы массового захоронения (приблизительно XI— XV вв.) затем кладбища для умерших, не прошедших обряд отпевания и напутствия (XVII—XVIII вв.), в XIX в. строения на кладбище, где находили приют покинутые дети.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — приспособление граждан, попавших в трудную (жизненную) ситуацию, к среде жизнедеятельности.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — стратегия государственной политики в переходный период в 90-е гг. в РФ по поддержке и защите наиболее незащищенных групп населения: детей, инвалидов, пенсионеров, женщин, малоимущих и др.; система гарантированных государством экономических организационных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА — предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения (переобучения) и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ — система государственного попечения для наименее защищенных групп населения. Основные виды С. п.: материальная, финансовая, пенсионная, протезно-ортопедическая, кредитная.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — система государственных и общественных мероприятий в СССР (ныне в СНГ) по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, потере кормильца и других случаях; историческая парадигма помощи и поддержки нуждающихся, пришедшая на смену общественному призрению.

СОЧУВСТВИЕ — одна из форм проявления человеколюбия; отношение к другому человеку, основанное на признании законности его потребностей и интересов; выражается в понимании чувств и мыслей другого человека, оказании моральной поддержки его устремлениям и готовности содействовать их осуществлению.

ССУДНО-БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ КАПИТАЛЫ — в XIX в. финансовая помощь некредитоспособным налогоплательщикам с целью предупреждения разорения их производства или хозяйства.

СТАРОСТА ПРИХОДСКОЙ — выборная должность в приходе. С. п. с введения мирского совета ведал хозяйственной деятельностью, приобретал земельные угодья, собирал долги, помогал из церковной казны неимущим хлебом, деньгами и т. д.

СТОЛОВЫЕ — учреждения частной благотворительности, предназначенные для раздачи малоимущим бесплатных обедов. Первая народная кухня, открытая февраля 1872 г. в Москве на Хитровом рынке Обществом поощрения трудолюбия. В 1876 г. на международной выставке в Брюсселе модель Московской народной столовой удостоена похвального отзыва и бронзовой медали.

ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может самостоятельно преодолеть.

УБОГИЕ (см. ЮРОДИВЫЕ), УБОГИЕ ДОМА (то же, что и СКУДЕЛЬНИЦЫ).

УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ —

государственные институты помощи и поддержки различных категорий населения РФ в 90-е годы. Основные У. с. о.: центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, дома для ветеранов войны и труда, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные гостиницы, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин, геронтологические центры, центры экстренной психологической помощи по телефону.

ФИЛАНТРОПИЯ (греч. любовь к людям). В V до н. э. божественная благосклонность, с IV в. н.э. — благожелательное отношение к человеку, в Новое время — индивидуальная благотворительность.

ХРИСТИАНСТВО — мировая религия. Исходным пунктом идей христианства было обобщение и историзация идеи иудейского ожидания прихода мессии. В своем дальнейшем развитии оно восприняло элементы восточных религий и культов, элементы эллинистической философии и социальных утопий.

ЭМИРЕТАЛЬНЫЕ КАССЫ — в XIX в. земские пенсионные фонды для государственных служащих. Согласно постановлению от 5 апреля 1883 г., земские Э.к. учреждаются по ходатайству губернских земских собраний. Фонд Э. к. образовывался из вычетов из содержания служащих, наград и пособий, из ежегодных ассигнований. Пенсии выдавались по достижению определенного возраста, как самому служащему, так и его родственникам в случае его смерти.

Пенсионное обеспечение назначалось в случае увечья и тяжкой болезни. Пенсию могли наследовать дети до поступления на службу или до совершеннолетия.

ЮРОДИВЫЙ — (др. славянское — уродивый или урод) — урод, калека, симулирующий помешательство. Для Ю. характерно три типа поведения: похаб (непристойный), блаженный (тихий, святой), буй (буйный).