Организация, администрирование и управление в социальной работе - 3.7.2. Поведенческое направление

3.7.2. Поведенческое направление

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей управления.

Стиль управления – это совокупность методов, приемов и действий, наиболее характерных для руководителя в его отношениях с подчиненными, наиболее привычная для него манера общения с ними.

На основании общих черт стилей разных руководителей проводят классификацию стилей. В последнее время в теории стилей выделяют два сложившихся подхода:

1.      традиционная классификация стилей, в которой выделяются авторитарный (или автократический), демократический, либеральный и анархический стили управления;

2.      классификация стилей по степени сосредоточения внимания руководителя на производстве и персонале.

Традиционная классификация стилей.

Прежде необходимо определить параметры деятельности руководителя, отличие в которых сказывается на его отношении к людям:

1.      выработка управленческих решений (только непосредственная выработка и оценка альтернатив);

2.      непосредственное принятие решений;

3.      ответственность за получаемый результат;

4.      контроль деятельности руководителя со стороны подчиненных.

1. Авторитарный стиль управления. Авторитарный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует (обращается) к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют.

Тип отношений авторитарного руководителя к подчиненным называется «теорией Х». Эта теория предложена Дуглас МакГрегором в 1957 году в работе «Человеческая сторона предприятия». Сущность «теории Х» может быть выражена следующими положениями:

1.      средним по способностям людям свойственно врожденное чувство неприязни к работе и по возможности они стараются от нее избавиться;

2.      из-за нежелания людей работать их необходимо постоянно принуждать выполнять что-то, осуществляя жесткий контроль и угрозу наказания, т.к. только так их можно заставить выполнять какую-либо работу; индивид не способен внести позитивный вклад в успех организации, если нет угрозы, что его лишат возможности удовлетворять важнейшие материальные потребности;

3.      люди со средними способностями предпочитают, чтобы ими руководили, стремятся избегать ответственности, не имеют высоких амбиций и желают, прежде всего, безопасности. Авторитарный стиль управления характеризуется:

1.   большой концентрацией власти в руках руководителя;

2.      присвоением себе права всеобщего контроля;

3.      высокой степенью регламентации деятельности подчиненных;

4.      отстранением подчиненных от процесса выработки решений;

5.      моральным давлением на подчиненных методом прямых угроз;

6.      требованием неукоснительного соблюдения либо собственных распоряжений (жесткий авторитарный стиль), либо различных инструкций и правил (бюрократический стиль управления).

Если автократ избегает прямых угроз и принуждений, допускает подчиненных к выработке незначительных решений, использует в качестве стимула вознаграждения, то тогда говорят о благосклонном авторитарном стиле управления.