Организация, администрирование и управление в социальной работе - Поиск конкретности

Поиск конкретности.

Клиенты, как и большинство людей, склонны рассказывать о каких-либо проблемах или описывать события в общих выражениях. Более того, рассказывая о своих чувствах, они чаще используют неясные слова, имеющие несколько значений. Следовательно, для точного понимания проблемы и взаимопонимания социальный работник должен уметь добиться конкретности. Чтобы в полной мере оценить решающее значение приема достижения конкретности — "спецификации ответа", — необходимо осознать, что для точного понимания высказывания необходимо сузить его спектр до одного точного значения, подразумеваемого клиентом. Например, интервьюируемая может заявить: "У меня жестокий муж". Опытный интервьюер не будет делать самостоятельных выводов о значении определения "жестокий", а станет добиваться конкретности, задавая разные вопросы, например: "В чем проявляется его жестокость?"; "Не могли бы вы пояснить, что вы под этим подразумеваете?"; "Не могли бы вы привести несколько последних случаев проявления его жестокости?" Продвигаясь, таким образом, к конкретности, социальный работник может определить, что в данном конкретном случае под словом "жестокий" подразумевается

отсутствие  нежности  или  склонность  к язвительным  замечаниям,  а вовсе  не  к физическим оскорблениям.

Д. Хепуэрти и Дж. Ларсен (1982) выделили и рассмотрели восемь категорий вопросов, направленных на конкретизацию:

1)  проверяющие, правильно ли понят ответ клиента;

2)  проясняющие значение неясного или незнакомого слова;

3)  исследующие, на чем основываются мнения и выводы клиентов;

4)  направляющие клиентов на разговор конкретно о себе, а не о других;

5)  конкретизирующие эмоции клиента, если тот употребляет неясные или общие выражения; 6) смещающие центр с "там и тогда" на "сейчас и здесь";

 

7)  уточняющие детали значительных событий;

8)  извлекающие поведенческие детали взаимных общений.

Изучение ожиданий. Ожидания клиентов с точки зрения получения помощи в результате проведения интервью варьируются. Иногда они отличаются от реальных возможностей социального работника. Если социальный работник знает о подобных нереалистичных ожиданиях и не управляет ходом интервью, клиенты могут разочароваться и не прийти на следующую встречу.