Организация, администрирование и управление в социальной работе - ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Организация, управление, администрирование в социальной работе» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования по специальности социальная работа.

Цель курса – ознакомить студентов с основами менеджмента, показать роль различных школ, теорий социального управления, организационных структур социальных служб, осветить функции управления социальной работой на разных уровнях, методы администрирования, сформировать знания в области управления персоналом.

Овладение теорией, методологией и механизмом социального управления позволит будущим специалистам по социальной работе вести организационно-управленческую и административную работу в различных организациях системы социальной защиты населения.

По завершению программы обучения дисциплине студент должен:

1.      овладеть системой знаний по основам менеджмента;

2.      знать   функции   социального   управления,   принципы   построения   и   функционирования социальной организации, мотивационные теории трудовой деятельности;

3.      уметь  применять  известные  стили  руководства  в  соответствующей  ситуации,  методы разрешения конфликтов;

4.      уметь организовывать и координировать социальную работу с различными категориями граждан;

5.      уметь управлять трудовыми ресурсами.

I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Предмет и значение менеджмента в социальной работе (2 часа)

Понятие менеджмента. Субъект, объект, система управления в социальном менеджменте.

Менеджмент в социальной работе: понятие, вид социального управления. Значения и научные проблемы менеджмента в социальной работе. Предмет науки менеджмента.

Влияние различных школ управления на развитие теории и практики управления. Современные подходы к управлению.

2. Организация как социальная система (4 час.)

Понятие и значение организаций. Организации как системы: открытые и закрытые, простые и сложные. Формальные и неформальные организации. Общие характеристики организаций.

Внутренние переменные организации. Цели, структура, задачи, технологии, трудовые ресурсы. Взаимосвязанность внутренних переменных. Системная модель внутренних переменных.

Внешняя среда социальной организации. Значение и определение внешней среды. Характеристики внешней среды. Факторы среды прямого воздействия. Факторы среды косвенного воздействия.

3. Коммуникации в социальной работе и процесс принятия решений (4 часа)

Связующие процессы в управлении социальной работой. Понятие, виды коммуникаций. Примеры обмена информацией в организации. Коммуникационный процесс, его элементы и этапы. Межличностные и организационные коммуникации. Совершенство коммуникаций в организациях. Коммуникации в социальной работе. Установление взаимопонимания. Изучение проблемы и ожидаемых результатов. Определение целей оказания социальной помощи.

Организационные решения и их виды. Подходы к принятию решений. Рациональное решение проблем. Факторы, влияющие на процесс принятия решений. Этапы научного метода принятия решений. Необходимость моделирования, типы моделей, этапы моделирования, методы принятия решений и прогнозирования. Внедрение социальных проектов и программ в системе социальной работы.

4. Управление социальной работой (10 час.)

Управление: понятие и уровни. Управление в системе социальной работы на различных уровнях. Особенности менеджмента в организациях, учреждениях и службах социальной работы.

Общие функции управления. Планирование: миссия социальной организации, выбор и значение миссии. Цели социальной организации и их характеристики. Влияние внешней среды. Сильные и слабые стороны организации. Стратегические альтернативы и выбор. Реализация и оценка стратегического плана. Программно-целевое управление социальной работой.

Понятие организационной деятельности. Организация: делегирование, ответственность, полномочия. Нормы управляемости. Линейные и аппаратные полномочия. Централизованные, децентрализованные организации. Этапы организационного проектирования. Типы организационных структур в социальной работе. Организационная культура и этические ценности.

Мотивация трудовой деятельности работников: понятия и теории мотивации. Мотивация труда социальных работников. Формы признания и оценки труда работников. Система оценки и оплаты труда социальных работников.

Контроль, его виды. Процесс и этапы контроля. Поведенческие аспекты и характеристики эффективного контроля. Регулирование, наблюдение и контроль в социальной работе.

5.Управление неформальной группой, стили руководства (6 час.)

Значение групп. Неформальные организации и их характеристики. Управление неформальной организацией. Факторы, влияющие на эффективность групп.

Формы власти и влияния. Методы управления. Направления изучения образа руководителя. Поведенческое направление: традиционная классификация стилей и классификация стилей по степени сосредоточения внимания на производстве и персонале. Адаптивное руководство.

6. Управление персоналом (6 час.)

Система управления персоналом. Формирование трудовых ресурсов. Развитие трудовых ресурсов.

Кадры социальной работы. Кадровый менеджмент. Системный подход к развитию персонала в социальной сфере. Аттестация социальных работников.

7. Администрирование в социальной работе (2 часа)

Информационные системы и технологии в процессе управления социальной работой. Технология и организация делопроизводства в учреждениях социальной сферы.

Подготовка и оформление управленческих документов. Распорядительные и организационные документы. Информационно-справочные документы. Организация работы с документами.

II. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ (17 час.)

1.      Становление и развитие научного менеджмента.

2.      Организация как социальная система.

3.      Коммуникационный процесс и управленческие решения в социальной работе.

4.      Управление социальной работой. Функции планирования и организации.

5.      Управление социальной работой. Мотивация труда социальных работников и контроль.

6.      Управление неформальными организациями. Формы власти и влияния. Изучение образа руководителя.

7.      Управление персоналом.

8.   Администрирование в социальной работе.

На семинарских занятиях студентам предлагается выполнить задания в тестовой форме и принять участие в деловых играх.

Задания в тестовой форме по темам

1.      Организация как социальная система.

2.      Коммуникации в социальной работе и процесс принятия решений.

3.      Управление социальной работой.

4.      Влияние групп, стили руководства.

5.      Управление персоналом.